Posted 27 сентября 2009,, 20:00

Published 27 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:26

Updated 8 марта, 07:26

Поменяли партитуру

Поменяли партитуру

27 сентября 2009, 20:00
Каждый год Большой театр публично объявляет список премьер сезона. На этот раз все было по-другому. ГАБТ удивил дважды. Дирекция театра не только представила планы до середины 2012 года, то есть на три сезона вперед, но и – весьма неожиданно – назвала имя нового музыкального руководителя. Им стал композитор Леонид Деся

После ухода Александра Ведерникова с поста художественного руководителя директор ГАБТа Анатолий Иксанов объявил: театром приглашены на работу 5 известных дирижеров. Возникшую версию о дирижерской коллегии дирекция опровергла. И ГАБТу стали задавать вопрос: если звезды смычка разберут спектакли по принципу «это мое, а это не мое», кто будет отвечать за репертуар в целом? Летом вопрос оставался без ответа, а переговоры с Десятниковым велись в глубокой тайне. Но теперь тайна раскрыта, и объявлено, что контракт с новым музыкальным руководителем подписан до 2012 года. Сам худрук называет себя «не совсем правильным начальником», потому что не намерен ничем дирижировать. Свое назначение он с юмором определяет как смесь «консалтинга, супервизии и психотерапии». Бывать в Москве петербуржец Десятников, по его словам, намерен «наездами, но не меньше, чем в Мариинском театре бывает Валерий Гергиев». Новый глава к тому же говорит, что его назначение не отменяет поисков грядущего «правильного» кандидата на должность, в одном лице совмещающего художественного руководителя и главного дирижера ГАБТа.

Руководство Десятникова кроме очевидной, им самим подчеркиваемой представительской функции должно дать ГАБТу многое. Новый худрук – один из самых широко мыслящих деятелей российской музыки и музыкального театра. И это ключевой момент: талантливых людей в Большом всегда было много, а вот культурных – мало. В первой же официальной речи Десятников открестился от риторики, вечно сопровождающей Большой – все эти слова о «главном национальном театре страны», как правило, прикрывающие эстетическую замшелость и неприязнь к экспериментам. Что еще важно, Леонид Аркадьевич – человек, не принадлежащий к театральным «партиям». Разумеется, он не консерватор: достаточно послушать его музыку. Но и не «авангардист без берегов», который станет переворачивать репертуар и эстетику ГАБТа с ног на голову.

Самым запоминающимся творением Леонида Десятникова (на фото вверху) в ГАБТе пока остаются «Дети Розенталя».
Фото: WWW.GOLDENMASK.RU

Десятников назвал новые оперы и балеты, которые появятся на афише в ближайшие сезоны. Это программа, плавно подводящая театр к открытию Основной сцены в октябре 2011 года. До этого срока ГАБТ намерен заниматься русским классическим репертуаром, создавать эксклюзивные спектакли и привлекать всемирно известные имена, «способные расширить художественную палитру» Большого.

О планах на текущий сезон (пять балетов и две оперы) «Новые Известия» писали 14 сентября. Следующий сезон, 2010/11, подарит нам моцартовского «Дон Жуана» в постановке драматического режиссера Анатолия Васильева, концертное исполнение современной французской оперы по чеховскому «Вишневому саду» и спектакль Кирилла Серебренникова «Золотой петушок» с музыкой Римского-Корсакова. В балете, ориентированном, за небольшим исключением, на современность, ожидаются новинка французского хореографа Анжелена Прельжокажа «Апокалипсис» и два вечера одноактных балетов. В первом – старинный, из XIX века, «Привал кавалерии», опус под названием «Херман-Шмерман» от культового европейского хореографа Уильяма Форсайта и «Рубины» – творение не менее известного американца Джорджа Баланчина. Второй балетный вечер – это «Волк» француза Ролана Пети, не названный пока спектакль знаменитого балетмейстера Иржи Килиана и Chroma – постановка Уэйна Мак-Грегора, который за это сочинение получил престижную премию в Великобритании. Для хореографа Алексея Ратманского Десятников отдаст в Большой сочиняемую им музыку балета «Утраченные иллюзии» по роману Бальзака.

Сезон 2011/12 планируют уже на двух сценах – старой и Новой. В реконструированном здании театра появятся «Руслан и Людмила» Глинки в постановке Дмитрия Чернякова, «Кавалер розы» Рихарда Штрауса и «Чародейка» Чайковского. В афишу вернут «Спящую красавицу» в новых декорациях итальянца Энцо Фриджерио и впервые в России покажут «Вальсы» Баланчина. Новая сцена получит балет «Манон» английского хореографа Кеннета Макмиллана. Нужно будет перенести наиболее масштабные постановки с нынешних подмостков на основные подмостки и восстановить те спектакли, которые на Новой сцене вообще не помещались. В общем, планы громадные. Теперь главное, чтобы не подвели строители и главная сцена открылась вовремя.

"