Posted 28 августа 2020,, 07:18

Published 28 августа 2020,, 07:18

Modified 7 марта, 14:29

Updated 7 марта, 14:29

Добро с мечом и оралом: вышел роман о прекрасной России будущего

Добро с мечом и оралом: вышел роман о прекрасной России будущего

28 августа 2020, 07:18
В новой книге Льва Гурского добро и справедливость в нашей стране торжествуют неотвратимо и весело.
Сюжет
Книги

Анна Берсенева, писатель

Отсутствие справедливости не просто дезорганизует повседневную жизнь, но, главное, вгоняет человека во всеобъемлющую депрессию. А поскольку даже не склонные к рефлексии соотечественники теперь все чаще открывают для себя, что находятся в эпицентре торжествующего зла, - депрессия эта становится уже не явлением личной психологии, а общественным фактором. Не стоит удивляться, что в борьбу с ней включаются самые неожиданные институции.

В частности - беллетристика. Известный автор остросюжетных жанров Лев Гурский (не менее известно, что это псевдоним писателя Романа Арбитмана) написал книгу «Министерство справедливости» (М.: Время. 2020), где о торжестве этой самой справедливости рассказано с такой феерической фантазией и, главное, с таким неубиваемым оптимизмом, что действительность, в ней описанная, представляется абсолютно реалистичной. Кстати, это обстоятельство - реалистичность повествовательной манеры и создаваемой с ее помощью действительности - следует учитывать читателям, которые, как я, вздрагивают при слове «фантастика» и откладывают книгу, не раскрыв.

Реалистичности повествования не мешает даже то, что Лев Гурский пишет не о сегодняшнем дне, а о том фантастически прекрасном времени, когда абсолютно мирным путем уже произошла Славная Революция и торжествующая подлость в России наконец оказалась изгнана из общественного обихода, причем и на законодательном, и на повседневном уровне.

Не все дается легко, неразберихи хватает, наивности тоже, однако, как минимум, полицейский перестал восприниматься как враг народа, и не зря: от взяток он шарахается, потому что брать их не только уголовно наказуемо, но и позорно, к людям относится доброжелательно, всячески старается им помочь. Ничего особенного, конечно, но для современного российского читателя, согласитесь, непривычно.

В бывшем здании Госдумы с помощью современнейших технологий создан гигантский Музей новейшей истории, в него привозят школьников со всей страны, и дети с изумлением спрашивают, как их родители могли жить, не обращая внимания на деяния, чудовищность которых очевидна любому ребенку. Одним словом, торжествует норма и живая жизнь со всеми ее плюсами и минусами.

А вот справедливость торжествует не вполне. Потому что сразу после смерти президента Павла Павловича Дорогина и честного всенародного избрания президентом замечательной Надежды Евгеньевны произошло, как сказано в авторской аннотации, то, что не могло не произойти: «Когда ржавые скрепы рассыпались и подлый мир канул в небытие, его вчерашние хозяева и их верные слуги шустро расползлись по всему глобусу и забились в глубокие щели. Они сменили имена, паспорта, номера банковских счетов и понадеялись на юридические увертки, а еще больше — на короткую память обывателей и великодушие победителей». Но нет! В дело вступает Вселенская Справедливость. Ее весы расположены в голове у обычного с виду немолодого филолога Романа Ильича. Он чувствует носителей зла настолько сильно, что физически не может находиться с ними рядом... Нет-нет, Роман Ильич не выхватывает из-за пазухи меч-кладенец или автомат Калашникова - просто от его приближения к носителям зла в нем начинают работать те самые весы. За счет этого и осуществляется возмездие. Роман Ильич даже не знает заранее, каким именно образом сработает Вселенская Справедливость и тем более не может ее отмерять; действует она без малодушных колебаний, но и без мстительного перебора.

Организационно же все делается через небольшую группу людей, работающих в скромной конторе при Минфине. И вот уже эта группа во главе с Романом Ильичем спешит в Доминикану, где под чужим именем скрывается бывший глава космической отрасли Демид Ерголин. Отрасль ему удалось развалить настолько, что спутники стали падать на головы ни в чем не повинных людей. Надо ли удивляться, что кусок такого спутника с помощью весов Романа Ильича настигает и Ерголина. А уж что происходит с бесчеловечным убийцей Ерофеем Ожогиным, отравившим множество людей по всему миру...

Я без зазрения совести пересказываю события, происходящие в этой блистательно написанной книге, по одной простой причине: их там такое множество и сюжет полон таких неожиданных поворотов, что пересказ мой содержит в себе едва ли сотую его часть.

Мы устали от торжества зла, причем в литературе не меньше, чем в жизни. Я, например, в какой-то момент поняла, что больше не могу читать триллеры, и именно потому, что убежденность во всесилии зла - главная примета этого жанра. А поскольку догадываюсь, что таких, как я, немало, могу предположить: книга Льва Гурского, в которой добро торжествует неотвратимо и с живым юмором, заслуживает и интереса читателей, и простой человеческой любви.

"