Posted 27 августа 2014,, 20:00
Published 27 августа 2014,, 20:00
Modified 8 марта, 04:20
Updated 8 марта, 04:20
При одном только упоминании названия выставки – «Коллекция художественных произведений Министерства внутренних дел Российской Федерации» – у всякого арт-критика возникает большое желание если и не высмеять, то вволю поглумиться над проектом. Еще бы! Тут доблестная милиция соединилась с холстом и маслом, выполненными по всем канонам советского заказа. Если учесть, что эти картины спокойно могли висеть в комнатах для допросов, так и вовсе оторопь берет. Получается искусство с презумпцией виновности – оно заранее одобряет власть и насилие.
Куратор экспозиции Анастасия Лиховцева тоже не скрывает, что поначалу затея показалась ей спорной: стоит ли дразнить гусей и выставлять на всеобщее обозрение полицейское самовосхваление? Но потом, поразмыслив и оценив произведения в запасниках и в министерских зданиях, поняла, что все не так безнадежно. Скорее даже наоборот. Все очень интересно. Во-первых, среди работ встречается не только махровый соцреализм, но и модернистские вещи. Взять, например, триптих неизвестного автора, изображающего будни милиции 1920–1930-х годов. Здесь реальная атмосфера нуара и саспенса, свойственная фильмам Алексея Германа. Или неореалистичные полотна 1990-х годов, где со всей откровенностью прописаны типажи криминального мира (от злостных наркоторговцев до аферистов всех мастей в «интеллигентских» плащах). Во-вторых, в картинах (при всей их парадности) отлично отражаются время и нравы. Суровые милиционеры 1970-х, насупившие брови над документами в кабинетах, вдруг сменяются экипированными воинами, «работающими» в горячих точках (Моздок, Беслан, Буденовск).
Для начала нужно представлять, как МВД обзавелось собственными художниками. Случилось это в 1969 году, когда возникла Студия имени Верещагина (по аналогии с военной Студией Грекова), призванная отражать и пропагандировать милицейскую работу. Речь шла не просто о фотохронике. Произведения рассчитывались на вечность. На то, что последующие поколения будут судить о нашем порядке и законе по музейной графике, скульптуре и живописи. Художники отправлялись в рейды, на учения и в горячие точки наподобие газетных журналистов. Результат таких выездов можно увидеть, например, в серии картин «Буденовская трагедия» Вячеслава Желвакова. Спецоперация в Буденовске подана через образы, где совместились живописные фотокадры (лица жертв и спасателей) с иконными и символическими композициями. Иногда кажется, что художник попросту перенес на холст газетную страницу (как в случае с горящей Останкинской башней в исполнении Александра Теслика), но чаще реальные впечатления проходят через фильтр личных переживаний.
Сегодняшняя живопись Студии Верещагина вращается вокруг двух главных сюжетов. Первый – образ честного и подтянутого служащего. Иногда масляные реалисты явно пережимают с супергероями: картины, написанные на учениях МВД, очень смахивают на американские боевики. Второй сюжет – история и память поколений. Ветераны с рядами орденов и медалей, как и былинные воины, становятся общим местом во всех официальных картинках (как на экранах, так и на холстах). Здесь обвинять полицейских художников бессмысленно: они трудятся для услаждения начальственных глаз. Но тот факт, что кроме офицеров коллекцию время от времени оценивают сторонние зрители, может скорректировать кисти верещагинцев. Не зря же в какой-то момент (в конце 1980-х на волне гласности) в этом собрании неожиданно возникли работы по «Мастеру и Маргарите» Булгакова – могут же вдохновлять служителей закона какие-то вещи, помимо собственного величия и Уголовного кодекса.