Posted 27 августа 2014,, 20:00

Published 27 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:20

Updated 8 марта, 04:20

Служба не опасна и видна

Служба не опасна и видна

27 августа 2014, 20:00
В Музее современного искусства на Гоголевском бульваре без видимого ажиотажа проходит выставка произведений из коллекции МВД. Все они созданы художниками, которые являются сотрудниками Студии Верещагина, основанной специально, чтобы за деньги налогоплательщиков освещать будни и праздники доблестной милиции. Теперь любо

При одном только упоминании названия выставки – «Коллекция художественных произведений Министерства внутренних дел Российской Федерации» – у всякого арт-критика возникает большое желание если и не высмеять, то вволю поглумиться над проектом. Еще бы! Тут доблестная милиция соединилась с холстом и маслом, выполненными по всем канонам советского заказа. Если учесть, что эти картины спокойно могли висеть в комнатах для допросов, так и вовсе оторопь берет. Получается искусство с презумпцией виновности – оно заранее одобряет власть и насилие.

Куратор экспозиции Анастасия Лиховцева тоже не скрывает, что поначалу затея показалась ей спорной: стоит ли дразнить гусей и выставлять на всеобщее обозрение полицейское самовосхваление? Но потом, поразмыслив и оценив произведения в запасниках и в министерских зданиях, поняла, что все не так безнадежно. Скорее даже наоборот. Все очень интересно. Во-первых, среди работ встречается не только махровый соцреализм, но и модернистские вещи. Взять, например, триптих неизвестного автора, изображающего будни милиции 1920–1930-х годов. Здесь реальная атмосфера нуара и саспенса, свойственная фильмам Алексея Германа. Или неореалистичные полотна 1990-х годов, где со всей откровенностью прописаны типажи криминального мира (от злостных наркоторговцев до аферистов всех мастей в «интеллигентских» плащах). Во-вторых, в картинах (при всей их парадности) отлично отражаются время и нравы. Суровые милиционеры 1970-х, насупившие брови над документами в кабинетах, вдруг сменяются экипированными воинами, «работающими» в горячих точках (Моздок, Беслан, Буденовск).

Для начала нужно представлять, как МВД обзавелось собственными художниками. Случилось это в 1969 году, когда возникла Студия имени Верещагина (по аналогии с военной Студией Грекова), призванная отражать и пропагандировать милицейскую работу. Речь шла не просто о фотохронике. Произведения рассчитывались на вечность. На то, что последующие поколения будут судить о нашем порядке и законе по музейной графике, скульптуре и живописи. Художники отправлялись в рейды, на учения и в горячие точки наподобие газетных журналистов. Результат таких выездов можно увидеть, например, в серии картин «Буденовская трагедия» Вячеслава Желвакова. Спецоперация в Буденовске подана через образы, где совместились живописные фотокадры (лица жертв и спасателей) с иконными и символическими композициями. Иногда кажется, что художник попросту перенес на холст газетную страницу (как в случае с горящей Останкинской башней в исполнении Александра Теслика), но чаще реальные впечатления проходят через фильтр личных переживаний.

Сегодняшняя живопись Студии Верещагина вращается вокруг двух главных сюжетов. Первый – образ честного и подтянутого служащего. Иногда масляные реалисты явно пережимают с супергероями: картины, написанные на учениях МВД, очень смахивают на американские боевики. Второй сюжет – история и память поколений. Ветераны с рядами орденов и медалей, как и былинные воины, становятся общим местом во всех официальных картинках (как на экранах, так и на холстах). Здесь обвинять полицейских художников бессмысленно: они трудятся для услаждения начальственных глаз. Но тот факт, что кроме офицеров коллекцию время от времени оценивают сторонние зрители, может скорректировать кисти верещагинцев. Не зря же в какой-то момент (в конце 1980-х на волне гласности) в этом собрании неожиданно возникли работы по «Мастеру и Маргарите» Булгакова – могут же вдохновлять служителей закона какие-то вещи, помимо собственного величия и Уголовного кодекса.

"