Posted 27 августа 2012,, 20:00

Published 27 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:25

Updated 8 марта, 05:25

Натурный обмен

Натурный обмен

27 августа 2012, 20:00
В столице гастролирует художественное собрание Музея изобразительных искусств города Нант. Сразу в двух московских музеях французы развернули экспозицию «Портрет и пейзаж: границы жанра». Несмотря на академичность названия, львиную долю экспонатов здесь составляют произведения современных художников. Видеоработы и арт-

Культурная политика Франции такова, что даже провинциальные музеи постоянно пополняют свои запасы современными произведениями. Не исключение и коллекция Нанта. Музей в этом городе аж на сотню лет старше нашего Пушкинского. Однако он не желает выглядеть надменным классиком в оперном смокинге, а всячески молодится и примеряет модные одежды. Потому и площадки для показа своей коллекции Нант выбрал не академические – Центр современного искусства (ГЦСИ) и Музей современного искусства на Петровке (ММСИ). В первом зале развернулась камерная выставка «Портрет», а в особняке на Петровке по анфиладе второго этажа распространился «Пейзаж».

Не сказать, чтобы сплав старого и нового искусства по чисто формальному признаку отличается оригинальностью. Периодически каждый музей вдруг начинает тасовать свое собрание по жанрам. Эти самые жанры, возникшие для удобства торговцев-антикваров (картина с человеком – портрет, без человека, но с деревом – пейзаж), никак не дают покоя серьезным людям. Собрав в большую кучу портреты, они пытаются разглядеть, как менялась концепция личности и «приближалась сущность» (цитирую аннотацию). Развесив рядком десятки пейзажей, хотят увидеть «перекомпоновку мира». Проблема только в том, что при всей условности жанров (а как быть, если вместо головы на картине изображены только пальцы, как у Тильманса? Это портрет или уже натюрморт?) они не предполагают никакого глубокомыслия. Пейзаж и портрет – эдакие дорожные знаки, показывающие, в какую сторону движется художник. Но они никак не описывают само место назначения. Так и получается: одно и то же дерево в пейзаже Лорена и видеоработе нынешнего любителя саспенса означают совершенно несхожие вещи.

Марсьяль Рейс. «Оазис». 1964 год.
Фото: С САЙТА МУЗЕЯ

Создатели московского показа, как могли, навели перекидные мосты между разнородными портретами и пейзажами. Вот изображение в ампирном вкусе господина Морена (1819) кисти Дюбюфа. Сразу видно государственного и серьезного мужа. Его, как выясняется, надо воспринимать в паре с «Дядей Руди» (2000) Герхарда Рихтера. Дядя стоит в фашистской форме и совершенно точно несет больше сложных аллюзий, чем наполеоновский чиновник. В экспозиции еще много любопытных портретов (один только Тинторетто дорогого стоит). Но особых линий от старых времен к новым не прослеживается. Такая же ситуация с пейзажем. Имеется, например, остроумная кинозарисовка Анри Сала «Дайте мне цвета» (2003). О том, как мэр одного французского городка решил раскрасить дома в ярчайшие цвета, чтобы изменить настроение жителей. И рядом модернистский Нью-Йорк (1953) кисти Дюфи – та же утопия чистого цвета.

К слову сказать, выставка, посвященная пейзажу, получилась больше и разнообразнее. Изрядную долю портретного жанра в ХХ веке перетянула на себя фотография. Пейзаж же, если судить по собранным французами работам, выражал все потаенные мысли и чувства – от политических реалий (серия фотопроекций Мишеля Лассера и Паолы Якуб с видами буферной «ничьей» земли на территории Ливана) до подсознательных страхов в абстракциях Джоан Митчелл. Но как бы ни хотелось кураторам насытить привезенные вещи сложными связями и ассоциациями, происходит то, что обычно случается при формальном расположении классики и современности: зритель с настороженным любопытством удостаивает минутой внимания Бальдессарини, Марину Абрамович и дуэт Гильберт&Джордж, но глазом отдыхает на сладких салонных Грезе и Буасье.

"