Posted 27 августа 2007,, 20:00

Published 27 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:36

Updated 8 марта, 08:36

Начихать на зрителя

27 августа 2007, 20:00
Смотр видеоарта под названием «Пусто» отличался от всех прочих фестивалей тем, что проходил на открытом воздухе. То есть по идее обычные прохожие могли приобщиться к галерейным экспериментам художников, оказавшись поблизости от дома, на который эти эксперименты проецируются. Однако на шестом фестивале ситуация изменила

Большинство зрителей, посетивших первые три дня фестиваля «Пусто», делились впечатлениями не от видеокартин, а от Дома-коммуны на улице Орджоникидзе. Дело в том, что этот уникальный памятник конструктивизма конца 1920-х годов уже не первый год оплакивают ценители архитектуры. Не приспособленное ни для нормального жилья, ни для нормальных офисов творение архитектора Ивана Николаева драматично разрушалось, пока из федерального бюджета не выделили пусть небольшие, но хоть какие-то деньги.

Дело в том, что Дом-коммуна был задуман и начат в тот самый момент, когда еще были сильны идеи пролетарского общежития. Строился он для семейных студентов-отличников, для которых быт только обуза, а учеба – коллективная работа. Отсюда и возникли довольно странные для сегодняшнего дня перекосы: комнатки в Коммуне по 6 квадратных метров, в них помещались лишь две койки. Все остальное (туалеты, кухни, игровые для детей и зал для занятий) – общее и просторное. Так вот именно на крыше-террасе учебного корпуса и были устроены проекции с видео.

Понятно, что действо приобрело закрытый, тусовочный оттенок – не всякий человек обнаружит запрятанный на задворках Ленинского проспекта раритетный дом. Большинство работ, представленных в программе – российского происхождения (хотя их и разбавляет видеоарт из Германии, Финляндии, Италии). И в соответствии с жанром уличных показов львиная доля картин представлялась эдакими арт-комиксами: остроумными историями на 2–3 минуты. Например, Александра Митлянская, выступившая сразу с тремя фильмами, в одном из них под аккомпанемент песенки из мюзикла «Кабаре» устроила купание в тазу заводных игрушек, на которые были наклеены лица известных деятелей московской арт-сцены (галеристы, кураторы, критики).

Завершающий день марафона проходил уже в центре «Винзавод», который тоже можно назвать местом экзотичным, не до конца освоенным. Экран здесь разместился внутри огромного ангара, и все действо сильно смахивало на молодежный сейшн лучших времен трансовых вечеринок. Тем более что демонстрировались «запретные плоды» фестиваля, то есть видео, не предназначенное для широкого показа. Стоит ли объяснять, что именно этот показ и получился самым широким. Как выясняется, запретными плодами в основном оказываются нехитрые эротические зарисовки: показ женских грудей, черно-белые ласки обнаженной пары, битье баллонами голой натурщицы.

Однако подлинными героями смотра, как и следовало ожидать, стала группа «Синие Носы». Дуэт Мизин–Шабуров давно уже создает специально «народное искусство» (на грани КВН и ироничного галерейного комикса). Так что всякого рода уличные фестивали для них – родная стихия. В этот раз на закрытии они «ударили» целой серией экспериментов, проведенных ими с группой товарищей. Молодых людей и девушек они словно на приеме в театральный вуз просили показать (как можно эффектнее) разные физиологические состояния, заданные художниками. Далее следовал целый салют типажей, от вида которых собравшиеся почти катались по асфальту: отобранные ребята изображали вначале вид человека чихающего, затем испытывающего оргазм, а потом сидящего в туалете. Именно из таких нехитрых манипуляций и рождается единение народа с художниками.

"