Posted 27 июля 2015,, 21:00

Published 27 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:45

Updated 8 марта, 03:45

Новые оттенки «Радуги»

Новые оттенки «Радуги»

27 июля 2015, 21:00
В недолгие часы летних сумерек фасад ТЮЗа имени Брянцева подсвечивался прожекторами радужного спектра – международный театральный фестиваль «Радуга», ориентированный прежде всего на молодого зрителя, в шестнадцатый раз радовал своей программой петербуржцев всех возрастов.

Торжественной увертюрой к фестивалю прозвучал спектакль компании Филиппа Жанти в сотрудничестве с Национальной сценой Невера и Ньевра «Не забывай меня», приехавший в Петербург сразу после Чеховского фестиваля. Завораживающая трансформация реальности в иллюзию и наоборот, вдруг оживающие куклы и манекены, только кажущиеся живыми люди, – потерянные человечеством персонажи шествуют по ледяной пустыне, будто в поисках самоидентификации или убежища после вселенской катастрофы. Антиапокалиптический спектакль, поставленный почти четверть века назад, с годами обретает все большую актуальность.

В поисках которой, очевидно, режиссер Артурас Арейма переосмыслил шекспировского «Юлия Цезаря», пытаясь силами Вильнюсского городского театра создать сатирическую проекцию на нынешнюю геополитическую ситуацию и современных политических лидеров. Апофеозом которой стало самопровозглашение императором «самого слабого звена» в кружке незадачливых политиков-интриганов и его намерение преобразовать Литву в великую державу.

Спектр цветов нынешней «Радуги» пополнился новым оттенком – на фестиваль приехали театры из Китая и Японии! Если «Солнечный свет» Центра детского творчества Китайского института благополучия интересен только совсем недавно рожденным – как образец канувшего в Лету сказочно-назидательного социалистического реализма, навязчиво несущего со сцены добро, воспитывая зрителя на положительных примерах и отжимая слезу умиления, то представление крошечного театра «Коноситаями» из Киото стало художественным потрясением. Двое актеров – Даигаку Футакути и Юоми Хирота, плюс – Хироаки Ямагути, режиссер и сценограф в одном лице, кстати сказать, говорящий по-русски выпускник Магистратуры Валерия Фокина. В соответствии с базовыми принципами японской культуры, театр предельно очищен от излишеств – и в лаконичной архитектуре элегантных декораций, и в прицельной точности актерской игры – глубоко ироничной, но не допускающей никакой суеты перед публикой.

Совсем другого рода потрясение переживает зритель на спектакле «Мемория» режиссера Эуженио Барба. Двое пожилых актеров из Северной Театральной лаборатории (Дания) в обозначенной задником комнатушке рассказывают истории о детях Холокоста – интимно, будто сказку на ночь. Убаюкивающие приглушенные интонации и горькие мелодии еврейских песнопений, граничащие с плачем, переполняют трагедией юных и прочих зрителей, набравшихся мужества прийти на спектакль.

В продолжение темы потрясений нельзя пренебречь блестящим моноспектаклем «Facebook. Postskriptum», остроумно интегрированным в мультимедийную декорацию, Латвийского молодежного театра в постановке Галины Полищук. Монолог обаятельнейшего Андриса Булиса, персонаж которого завис в виртуальном пространстве, настолько достоверен, что мог бы стать откровением едва ли не любого его современника. Создатели спектакля всего лишь подмечают, им нет нужды усугублять нелепость такого существования, чтобы открыть присутствующим глаза на его абсурдность – sic! мы ведь все давно уже попали в эти Сети! Хотелось бы увидеть «Facebook. Postskriptum» в Москве, на афише фестиваля «SOLO», к примеру.

Как увидим мы на фестивале Territoria «Элементарные частицы» Вячеслава Дурненкова новосибирского театра «Старый дом» в исключительно внятной постановке Семена Александровского. Подобно героям «Рассказа о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», их ближайшие потомки задумали построить новый идеальный город – наукоград. Из их кухонных разговоров, изысканно интеллектуальных, как шахматный этюд, мы узнаем сперва, каким образцовым был изначально утопический проект, а впоследствии наблюдаем, как метафорический город солнца заболотился от непрекращающихся дождей, и рухнула иллюзия, похоронившая прекрасные плоды коллективного разума.

Закрывался фестиваль «Вином из одуванчиков» – прошлогодней премьерой ТЮЗа имени Брянцева в постановке Адольфа Шапиро. Для инсценировки Рэя Брэдбери художник Александр Шишкин разломил поперечной чертой подмостки и амфитеатр зрительного зала – и вырвал зрителя из объятий реальности, поместив его в совершенно неузнаваемое пространство. А режиссеру эта ностальгическая история о солидарности поколений дала уникальную возможность вывести на сцену легендарную команду эпохи Корогоцкого – Николая Иванова, Ирину Соколову, Татьяну Ткач, Валерия Дьяченко, Сергея Дрейдена...

Всего на фестивале показали восемь российских и столько же зарубежных спектаклей. В том числе – переаншлаговые «Ладу или Радость» РАМТа и «Несовременный концерт» учебного театра Школы-студии МХАТ, курс Виктора Рыжакова.

"