Posted 27 июля 2011,, 20:00

Published 27 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:19

Updated 8 марта, 06:19

Охота за нацистом пуще неволи

Охота за нацистом пуще неволи

27 июля 2011, 20:00
Бессознательно соревнуясь с Творцом, режиссеры пытаются создать на экране собственный мир, игнорируя при этом устройство уже существующего, – и проигрывают. Если бы Джон Мэдден следовал историческим обстоятельствам, в которых происходит действие его шпионского триллера «Расплата» (английское название – The Debt, то ест

Вообще, Мэдден снял ремейк израильского фильма «Долг» 2007 года (режиссер и соавтор сценария Ассаф Бернстейн, второй сценарист – Идо Розенблюм), взяв голливудских актеров и кое-что переделав при помощи сценаристов Мэтью Вона и Джейн Голдман, фактически исполнивших редакторско-рерайтерские функции. Переписчики, в частности, конкретизировали места действия, заменив неназванные в первоисточнике страны на государства социалистического лагеря. Сделали они это с политическим намеком или по обычной голливудской бестактности – неизвестно, но в результате ремейк стал вызывать недоуменные вопросы, от которых израильская картина была свободна.

Сюжет киноленты «Расплата» закручен сам по себе и вдобавок перескакивает из середины в конец прошлого века и наоборот. Действие фильма начинается в 1996 году с презентации книги, рассказывающей о подвиге трех израильских разведчиков Рейчел, Дэвида и Стефана, которые 30 лет назад в Восточной Германии похитили скрывавшегося изувера-хирурга Фогеля, ставившего в концлагере Биркенау (в оригинале – в Треблинке) садистские эксперименты на заключенных-евреях, но вынуждены были убить его при попытке к бегству и уничтожить тело. Книга написана дочерью Рейчел (в первоисточнике – самой Рейчел, точнее, Ракель) со слов матери и ее товарищей, один из которых недавно покончил с собой, предположительно из-за публикации, в которой сообщалось, что на Украине объявился человек, называющий себя хирургом из Биркенау и желающий поведать миру о своих преступлениях.

Далее повествование делает скачок назад, и выясняется, что на самом деле хирургу все-таки удалось сбежать, но три бравых агента благоразумно рассудили, что об этом кроме них знает только Фогель, в интересах которого считаться мертвым.

Перед оставшимися в живых героями встает проблема выбора – сознаться в обмане или заткнуть рот заговорившему мертвецу (если это действительно он), а у живших при коммунизме зрителей возникают претензии – их можно счесть педантскими, но они подрывают доверие уже не к книге, а к фильму, который хочет считаться истиной в последней инстанции. Спрашивается: зачем нужно было с такими сложностями похищать Фогеля, если Израиль мог предъявить ГДР полученные им сведения и потребовать экстрадиции Фогеля или германского суда над ним? На совести Восточной Германии было много грехов, но она являлась одним из самых ярых борцов (куда большим, чем США) с бывшими нацистами (почти сто смертных приговоров выявленным преступникам). А если бы власти ГДР вздумали заартачиться, назавтра же заголовки западных газет запестрели бы сенсационной новостью, что страны социализма укрывают фашистских извергов.

Второй недоуменный вопрос: с какой стати Фогелю (о чьем владении украинским языком ничего не сообщается) было скрываться на Украине, если в 1966 году можно было беспрепятственно скрыться в Южной Америке (где израильтяне в 1960 году и похитили главного организатора уничтожения евреев Адольфа Эйхмана) или в США, которые, кстати, весьма неохотно судили и выдавали нацистских преступников? Если бы агенты МОССАДа выкрали врача-изувера, скажем, из медицинского департамента Пентагона, куда его как ценного ученого-естествоиспытателя устроило ЦРУ, прекрасно осведомленное о прошлом хирурга, – было бы другое дело…

Если пропустить политико-географические детали фильма мимо глаз и ушей, перед зрителями – вполне захватывающий авантюрный фильм, кое в чем напоминающий спилберговский «Мюнхен». С хорошими ролями разведчиков (Хелен Миррен, Сэм Уортингтон, Джессика Честейн, Том Уилкинсон) и нетривиальным образом хирурга-мясника (Джеспер Кристенсен), провоцирующего своих похитителей известным вопросом: отчего массы людей, ведомых на заведомую смерть немногочисленной охраной, так покорно шли на убой? И, естественно, с правильным выводом о том, что спрятанная правда всегда вылезает наружу в самый неподходящий момент, а начатое мокрое дело никогда не поздно довести до конца.

"