Posted 27 июля 2009,, 20:00

Published 27 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Хорошо стоим

Хорошо стоим

27 июля 2009, 20:00
В деревне Николо-Ленивец Калужской области в минувшие выходные прошел фестиваль «Архстояние». Художники и архитекторы создали на берегах речки Угры огромный парк-музей. Зрителей, сумевших преодолеть калужское бездорожье, собралось несколько десятков тысяч. Один из главных итогов этого мероприятия: уж коли российское се

Всем известно, что художники любят природу и деревню. Там они проводят творческие отпуска, а то и вовсе поселяются для поиска вдохновения. Имеются даже целые артистические колонии на Оке или на Волге (на манер писательского Переделкина). На лоне полей и рек хорошо пишутся пейзажи с натюрмортами. Между тем художнику Николаю Полисскому принадлежит новое деревенское ноу-хау: живописные территории вокруг села Николо-Ленивец он превратил в своего рода «чистый холст», а местных жителей – в сотрудников художественной мастерской. С ними он возводил башни из лозы, зиккураты из сена, инсталляции из снеговиков. Иными словами, Полисский придумал новый промысел – выводить крестьянскую работу на арт-рынок (понятно, что башни продать не удастся, зато на их создание можно получить грант, а потом, смотришь, и госпремию).

Из архитектурного промысла на Угре возник фестиваль ленд-арта (искусства на природе) с приглашенными гостями. Сегодня (спустя четыре года) по количеству зрителей и размаху этот смотр уже напоминает приличный рок-фестиваль. Под парковку отводят специальное поле, окрестные деревни используют для расселения паломников, в лесах и лугах работают два десятка кафе (не только с русской, но и с восточной кухней), устроена сцена для концертов, а ночью все те, кто не боится одичалых слепней, отрываются на дискотеке. По сути, это художественный open-air, единственный из выживших на сегодняшний день. Ради него стоило в течение трех часов перетерпеть долгую дорогу по Киевскому шоссе, ямы и выбоины проселочных трасс, затем дикую жару и тучи насекомых.

Каждый год «Архстояние» (кстати, свое название «фест» получил от знаменитого «Стояния на Угре» – события, избавившего Русь от татаромонгольского ига) оставляет в Николо-Ленивце плоды артистических трудов. Теперь их набралось на целый национальный парк: тут и огнедышащая железная «Жар-птица», и «Дом над лесом» (эдакая вариация избушки на курьих ножках), и конструкция многометрового быка (словно его делал Пикассо), и целая аллея из бревен, на которых расселись двухголовые орлы. Однако нынешние нововведения превзошли все предыдущие годы. Самый впечатляющий экспонат сделан деревенской корпорацией «Полисский и компания»: из лозы сплетена десятиметровая башня-вулкан, внутри которой устроена печь для извержения пламени и дыма. Издали сооружение напоминает то полуразрушенную египетскую пирамиду, то великанский стог. Это брутальное образование уравновешивает на другом поле творение замечательного архитектора Александра Бродского. Он построил другую башню – «Ротонду»: круглый павильон, крыша которого представляет собой смотровую площадку. Фокус в том, что специально под этот проект прилегающее поле было засажено гречихой: на фоне гречишных цветов «Ротонда» кажется чудом итальянского Возрождения, европейским миражом.

Главная тема смотра была обозначена фразой «Над землей». Якобы все объекты должны были оторваться от почвы. Так, Оскар Мадера придумал механизм, который сдвигал кроны берез наподобие купола, а тройка художников из группы Electroboutique прямо посреди леса устроила «Воздушный порт» – выставили табло из аэропорта с обозначением рейсов в мировые столицы, а голос дикторши объявляет время посадки. В дополнение к этому окрестности бесконечно облетали два вертолета, катавшие граждан, которые могли себе позволить это недешевое развлечение.

Однако самым впечатляющим событием было как раз то, что происходило на земле, точнее в лесу. Лес взялось облагородить французское архитектурное бюро Atelier 710: благодаря его стараниям появились аллеи и боскеты, пуфы из сена, живописные проплешины и лабиринты. Вот тут и начинаешь понимать, как деньги Евросоюза (а именно он спонсировал нынешний фестиваль) могут работать в русской деревне. Вряд ли из нее получится образцовое фермерское хозяйство, но сочетание русского раздолья и запущенности с европейским артистизмом (как если бы версальский садовник начал ставить фонтаны в шишкином лесу) дают сногсшибательный результат – экологически чистое искусство.

"