Posted 27 июля 2003,, 20:00

Published 27 июля 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

Наш ответ Евросоюзу

Наш ответ Евросоюзу

27 июля 2003, 20:00
Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан готовы сформировать единое экономическое пространство

В Москве завершилось шестое заседание группы по формированию единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Несмотря на то, что новое объединение четырех стран преподносится не иначе как «наш вариант Европейского экономического союза», об успешной интеграции говорить рано. Примечательно и то, что на заседании группы все участники переговоров, в том числе и российские, называли СНГ «мертворожденной бюрократической структурой».

В Москву для согласования своих позиций по созданию ЕЭП приезжали вице-премьеры четырех государств. Российскую делегацию представлял Виктор Христенко, Белоруссию – Андрей Кобяков, Казахстан – Сауат Мынбаев и Украину – Николай Азаров. Позиция последнего до сих пор, собственно говоря, и тормозила создание ЕЭП. Украина в ходе всех пяти предыдущих раундов переговоров выторговывала для себя особые условия. Чем ужасно раздражала членов делегации Казахстана и Белоруссии.

Почему это происходило, в общем-то, понятно. Украина торопится вступить в ВТО и собирается это сделать в ближайшие несколько месяцев. Перспективы у остальных членов «четверки» совсем иные, поэтому создание ЕЭП одно время затормозилось совсем. Однако в минувшую пятницу Николай Азаров вдруг заявил о том, что вступление в ВТО вовсе не помешает Украине войти в единое экономическое пространство. А российский вице-премьер Христенко сказал, что разные страны могут вступать в ЕЭП «с разной скоростью» и что интеграция в этого союз может происходить «на разных уровнях».

При этом Виктора Христенко не смутил факт, который не нравится белорусскому и казахстанскому вице-премьерам. А именно: кто будет гарантировать, что после того, как Украина откроет свой рынок для импорта (таковы, по большому счету, условия вступления в ВТО), эти товары не окажутся на территории единого экономического пространства? Николай Азаров так и не дал ответа на этот вопрос, сказав только, что «условия соглашения о ЕЭП не противоречат условиям вступления Украины в ВТО».

Тем не менее другие участники встречи считают, что такая несогласованность позиций может реально затормозить процесс создания ЕЭП. По словам самого же Виктора Христенко, на это может уйти 5–7 лет.

Есть еще один момент, который способен повлиять на сроки создания ЕЭП, – необходимость унификации законодательства всех четырех стран. Особенно если учесть, что каждый из членов «четверки» разработал собственный вариант, по которому это соглашение должно подписываться. Интересно, что Россия создала один из самых либеральных вариантов. К такому выводу пришли «Новые Известия» после того, как его внимательно прочитали. Вот пример: российская сторона выступает за «формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий и обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий». Это означает, что российский газ по внутренней цене смогут покупать не только Белоруссия, как это происходит сейчас, но и Украина, и Казахстан. Для «Газпрома», который, как известно, на дешевых внутренних поставках теряет десятки миллиардов рублей, это будет «хорошим» сюрпризом.

Еще одна «изюминка» российского проекта – это принцип распределения голосов. Виктор Христенко считает, что «количество голосов каждого государства-участника должно зависеть от его экономического потенциала». Точно такой же принцип положен в основе объединения ЕС. Германия, например, имеет значительно большее количество голосов в союзе по сравнению с Грецией. Однако, насколько этот принцип приемлем в данном случае, сказать сложно. Россия уже пыталась внедрить похожую схему союза с Белоруссией, в частности, в вопросе создания единого эмиссионного центра. Эксперимент, как известно, провалился с треском – президент Белоруссии Александр Лукашенко не захотел терять этот важный рычаг управления экономикой. И хотя введение единой валюты на территории ЕЭП планируется только на следующем этапе интеграционного процесса, все же возникают сомнения, что «наднациональному органу» (это предполагает проект соглашения) удастся подчинить макроэкономическую политику четырех совершенно разных экономик.

Судя по всему, придется менять и миграционное законодательство четырех стран, в том числе и России. Ведь создание ЕЭП, по словам Виктора Христенко, преследует главную цель – «обеспечение свободы движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов». Готовы ли пойти на это все стороны, пока не совсем ясно. И вообще получается, что вопросов пока больше, чем ответов. Следующее заседание ЕЭП пройдет 15 августа в Казахстане, где, по словам российского вице-премьера, «будет сделан решающий шаг в оформлении всех необходимых документов». А в сентябре, к саммиту СНГ, стороны еще раз попытаются снять все разногласия. _

"