Posted 27 июня 2012,, 20:00

Published 27 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:32

Updated 8 марта, 05:32

«Мир, не изуродованный человеком, благодатен»

«Мир, не изуродованный человеком, благодатен»

27 июня 2012, 20:00
Строгановский дворец Русского музея продемонстрировал «иератическую школу» Михаила Шварцмана – легенды московского андеграунда, выдающегося художника-монументалиста, графика и педагога. Уникальность выставки в том, что в ее рамках представлен не только сам мастер, но и его ученики Валерий Башенин, Дмитрий Горохов, Дмит

Детство Михаила Шварцмана было трудным: его отец (предприниматель-нэпман) был репрессирован и погиб в лагере, мать сослана в Сибирь. Как и тысячи таких же, как и он, детей «врагов народа», подросток оказался в интернате. Трагедия семьи, Великая Отечественная война и «отголоски» прошлого лишь в 24 года позволили юноше приступить к фундаментальному художественному образованию. В 1950-м Шварцман поступил на отделение монументальной живописи в бывшую Строгановку – Московское высшее художественно-промышленное училище. Его официальная карьера (оформление книг, плакатная живопись, разработка дизайна фирменных знаков) складывалась вполне успешно (в конце 1960-х Михаил Матвеевич даже стал главным художником Специального художественно-конструкторского бюро легкой промышленности), но одновременно в его творчестве складывался иной стиль. Основанный на концепции «иератизма» (от древнегреческого hieros – «священный», «знаковый»), этот новый стиль совместил кубизм и сюрреализм с древнерусской и византийской живописью и имел мощную философскую подоплеку. «Мир, не изуродованный человеком, благодатен», –записал художник в одной из записных книжек. И через несколько строк добавил: «Создавая вопросы, отвечая на них, ты только все превращаешь в слова, которые заглушают пение птиц, мешают созерцать красоту и разъедают душу. Так, бездельничая сам, мешаешь созданьям божьим быть божьими». Его собственная душа была спокойна и умиротворена – Шварцман жил несуетно и, растворяясь в живописи, творил то, что определил сам «невербальным языком третьего тысячелетия».

Михаил Шварцман. «Иерархия сыновняя».

Экспозиция включает полсотни произведений живописи и графики: сам художник называл картины, вышедшие из недр «иератической школы», «иературами». Беспредметные структуры и субстанции наполнены мистическими смыслами и культовой семантикой. Особенно впечатляют такие работы, как «Белые воплощения» (1970), «Метапортрет» (1960-е) «Полнолуние» (1972). Работы учеников («иератов») – бесконечная цепочка интерпретаций, но не мыслей и находок учителя (как бывает сплошь и рядом), а знамений, предначертаний и знаков, самостоятельно почерпнутых в созерцании мироздания. И при кардинальной внешней несхожести «Карнавала в Венеции» (2000) Геннадия Спирина, «Сна о корабле» (1991) Михаила Федорова или «Шкафа с изразцами» (1993) Никиты Медведева на подсознательном уровне работы мастера и учеников сами собой составляются в единое целое.

"