Posted 27 июня 2011,, 20:00

Published 27 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:17

Updated 8 марта, 06:17

Каталин Любимова

Каталин Любимова

27 июня 2011, 20:00
Вчера артисты Театра на Таганке собрали возле служебного входа пресс-конференцию, на которой разъяснили детали конфликта, произошедшего в пятницу на гастролях в Праге. Проводить встречу с журналистами в стенах театра руководство «Таганки» запретило. В свою очередь Каталин и Юрий Любимовы воздерживаются от общения с пре

– Каталин, после возвращения из-за рубежа вы заявили, что Юрий Петрович «с этими артистами работать не будет». Что это значит: намерен ли он оставить «Таганку» или разогнать коллектив?

– Ничего не значит. Разгонять он не будет. Не такие законы, что можно разгонять кого-то. Но после такого поведения артистов, которые представляли Россию и русский театр, он не намерен продолжать работу с ними. Вот и все. Так вести себя за границей нельзя.

– Так он оставляет «Таганку» или нет?

– Он больше не ра-бо-та-ет. Он заканчивает сезон 15 июля, и до свидания. С него и с меня хватит.

– То есть в этот театр он больше не вернется?

– Вы не задавайте такие каверзные вопросы. Это даже бестактно. Этот театр создан им. И поэтому так говорить несправедливо.

– Я хочу уточнить: он уходит или набирает других артистов, скажем, на другой площадке?

– После того как артисты, которые представляли русский театр за рубежом, так себя повели, – с ними он работать не будет.

– Я опросил артистов: они говорят, что никаких ультиматумов режиссеру не ставили. Они всего лишь деликатно спросили о своем гонораре перед началом репетиции, поскольку не могли весь день поймать Юрия Петровича из-за его плотного графика. И они говорят, что зрители ни о чем не подозревали: артист Иван Рыжиков тихо зачитал письмо от лица коллектива. Зрители в зале спокойно ждали, когда начнется репетиция: думали, что речь идет о каком-то рабочем моменте…

– Мало ли что говорят. Возникают чудовищные люди, которых Юрий Петрович в свое время выгнал за бездарность и за безобразия, которые они устраивают. И они вдруг начинают разглагольствовать.

– Простите, но ведь не было ультиматума, они деликатно попросили свою сумму…

– Если вы такую подпольную работу ведете – это некрасиво. Потому что вам не с актерами надо разговаривать, а с тем человеком, который этот театр создал и с тем человеком, который был при этом безобразии, которое они позволили себе. Они получили суточные еще в Москве. Они получили суточные в Праге. Это не туристическая поездка была, а гастроли, где надо было представить должным образом русский театр и Россию. Это был открытый мастер-класс и репетиция, когда они собрались и сказали: «Мы требуем деньги». Но эти деньги всегда выплачивались по заслугам. Они получили бы свой гонорар. Просто его предстояло правильно разделить: человек, который играет больше роли, получает естественно больше, чем тот, который произносит два слова. И мы бы спокойно решили с ними все вопросы. Но этого не нужно было делать при посторонних людях. И выставлять ультиматумы некрасиво. Эти 30 человек, которые подписали письмо, получили 16 тысяч долларов и успокоились. И до утра они замечательно себя чувствовали, отоваривались и еле в самолет поместились. Вот о чем речь идет.

– Это их полное право. Они же репетицию не срывали, а лишь, как говорят, защищали честь. И поделили сумму в антракте (чтобы не задерживать зрителей), поровну, независимо от званий и роли в спектакле…

– Когда они пришли и потребовали деньги, Юрий Петрович деньги отдал, потому что он не хотел за границей такого скандала. А чехи сказали, что такое поведение артистов не позволительно. И их глубоко оскорбляет, поскольку они сидели как посторонние лица. А Юрий Петрович сказал: «Я провожу последнюю репетицию, потому что с такими людьми больше я не хочу работать». Они делили, как хотели. Поделили деньги и потом вышли репетировать. Репетировали плохо, небрежно. Было много накладок. Юрий Петрович три раза сказал, как надо делать, что надо делать. Спектакль прошел очень хорошо, но Юрий Петрович не вышел на поклоны. Потому что после такой бестактности и оскорбления России за рубежом, он не хочет иметь с ними ничего общего.

От редакции

Конфликт, произошедший на гастролях, стал во многом отражением той напряженной среды, в которой в последние годы живет Театр на Таганке. Не говоря о том, что в уходящем сезоне «Таганка» не раз попадала в поле зрения СМИ. В декабре на вручении премии «Звезда Театрала» Юрий Любимов заявил о своем уходе, объяснив, что не намерен дальше бороться с чиновниками и выполнять то обилие административно-хозяйственных поручений, которые ложатся на него как на худрука в связи с 83-м и 94-м федеральными законами. Потом были встречи с первыми лицами государства и с мэром Москвы, Юрия Петровича просили остаться и позволили воплотить его многолетнюю идею о переводе театра в автономное существование. Однако весной этого года в театре прошло специальное собрание и артисты большинством голосов (112 против 32) проголосовали против автономии. «Новые Известия» будут следить за развитием конфликта, готовы предоставить слово всем заинтересованным сторонам – участникам гастролей.

"