Posted 27 июня 2006,, 20:00

Published 27 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

Смело, товарищи, в такт

Смело, товарищи, в такт

27 июня 2006, 20:00
Традиционный «мертвый сезон», когда первоклассные спектакли или концерты просто отсутствуют по причине летнего «антракта», в российской столице все никак не начнется. И неизвестно, начнется ли вообще. Сегодня в Большом зале имени Чайковского состоится одно из ключевых и самых необычных событий оперного сезона – концерт

Известно, что революции в искусстве обычно совершают люди, создающие художественные произведения: писатели и драматурги, композиторы и художники. Они радикально меняют эстетику и представления современников о том, что такое роман, трагедия или опера. В ХХ веке к списку революционеров от искусства добавились режиссеры. Они стали менять известные всем произведения. А некоторые и вовсе решили разрушить до основания все уже существующие художественные системы. К примеру, французский режиссер и театральный гуру Антонен Арто объявил, что театр болен чумой. И единственный способ его спасти – начать все с чистого листа.

Фразу Арто о чуме все чаще повторяет Теодор Курензис, главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета. Грек по национальности, один из последних и любимых учеников патриарха отечественной дирижерской школы Ильи Мусина, выучившего Валерия Гергиева и Юрия Темирканова, Курензис считает, что чумой неизлечимо болен оперный театр. Дирижер рассуждает, как все революционеры. Правда, в отличие от Арто не хочет ничего разрушать до основания, а предлагает терапевтические меры. Если бы Курензис написал манифест, отдельные его пункты выглядели бы так: не обращать внимание на привычные трактовки, изучать партитуры, докапываясь до первоначального композиторского замысла и играть опусы на инструментах, соответствующих эпохе.

Чтобы воплотить манифест в жизнь, Курензис создал в Новосибирске молодежный камерный оркестр «Musica Aeterna», понимающий его с полуслова. Устраивает с музыкантами ночные бдения, пьет вино и читает стихи. И вместе с ними создает необычные интерпретации известных произведений. С начала года он уже поставил своеобразный дирижерский рекорд, сыграв со своим и чужими оркестрами три оперы в концертном исполнении: «Орфея» Глюка, «Свадьбу Фигаро» и «Cosi fan tutte»Моцарта (две последние – в конце прошлого месяца), а теперь подготовил еще одну оперу – моцартовского «Дон Жуана».

Исполняя «Свадьбу Фигаро» и «Cosi fan tutte», Курензис экспериментировал с темпами, звучаниями и трактовками. Помимо дирижерских проявил еще и режиссерские способности, тщательно прорабатывая с певцами их роли. Все работали на пределе, будто это не концертное исполнение, а настоящий спектакль, и сумели завести публику, чего в этом жанре не случается никогда. По тому же принципу Курензис готовит концертное исполнение «Дон Жуана». На этот раз с ним выступает оркестр Александра Рудина Musica Viva, усиленный группой музыкантов из Новосибирска. И уникальный ансамбль молодых оперных звезд – ведущих исполнителей опер Моцарта из разных стран. Итальянский бас-баритон Симоне Альбертини в прошлом году успешно дебютировал в Метрополитен-опера. Немецкое сопрано Симона Кермес (Дона Анна) в октябре нынешнего года записывает дебютный сольный альбом с Deutsche Grammophon, сопрано из Великобритании Наташа Марш в мае 2006-го заключила эксклюзивный контракт с фирмой EMI Classics и так далее. Певцы нашли время приехать в Москву в разгар летнего концертного сезона, когда всех лучших исполнителей разбирают музыкальные фестивали. Похоже, теперь и в Москве музыкальное лето не будет таким скучным.

Во время концерта певцы будут ходить по сцене, общаться друг с другом и с Курензисом. Меломанов ждет необычная трактовка оперы (Дон Жуан превратится в одинокого поэта и в финале окажется в аду). А поклонники Анны Нетребко будут искать ее в зрительном зале. Вдруг дива приедет посмотреть на российский дебют своего бой-френда Симоне Альбертини?

"