Posted 27 мая 2014,, 20:00

Published 27 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:17

Updated 8 марта, 04:17

Дни солнцеворота

Дни солнцеворота

27 мая 2014, 20:00
Театральный фестиваль «Твой шанс», который с 2005 года проводит СТД РФ на сцене Театрального центра «На Страстном», завершился в воскресенье; Гран-при получила постановка «Волки и овцы» мастерской Сергея Голомазова (РУТИ-ГИТИС). В этом году фестиваль длился две недели, и в нем участвовали 17 студенческих постановок из

Главы из романа Василия Аксенова «Десять посещений моей возлюбленной» были опубликованы в нескольких номерах журнала «Москва» в 2011 году и получили премию как лучшая журнальная публикация года, потом роман вышел отдельной книгой. Жанр можно определить как «историю первой любви». Место действия – родное село писателя – Ялань, стоящее на сибирской реке Ялани. Время действия – самый расцвет эпохи застоя, когда проводилась политика «укрупнения» сел, о которой герой размышляет: «И кто придумал? Враг какой-то. Не наш же кто-то, не яланский». Главный герой-рассказчик, чьими глазами уведены все действующие лица, – Олег Истомин, сначала десятиклассник, потом разнорабочий местного доротдела, потом – демобилизованный солдат.

Режиссер-постановщик Светлана Землякова тщательно сохраняет сибирский говор персонажей («ишшо», «бухфет», «им хошь ниче не говори, а хошь заврися» и т.д.). Реквизит спектакля по-студенчески небогат, но точно отобран: костюмы по моде 70-х, патефон, где крутят виниловые пластинки, алюминиевые миски с окрошкой (запах вареной картошки, порезанного лука, яйца плывет по залу). Наконец, единственная «дорогая» деталь – сверкающий мотоцикл, двухколесный друг. Школьный ансамбль БИС (Балахнин-Истомин-Сотников) играет популярные эстрадные песни и подбирает на гармонике песни «Битлз», которые поются на впечатляющем сибирском английском. Впрочем, распевает в Ялане и ансамбль школьниц и дуэт двух замужних женщин-соседок, выплакивающих и выпевающих тоску-печаль.

Историю первой любви, действительно, проще спеть, чем рассказать.

Долгие летние вечера и мутный хмель, и первое буйство крови, ночные гонки на мотоцикле по сельским тропам, первый поцелуй, первая ночь, бурные ссоры и примирения. И неожиданная нежность к другой – к однокласснице, которая одна тебя понимает.

В длинный, почти четыре с лишним часа длящийся спектакль войдут-вольются вокальные номера, где почти каждый покажет свои певческие данные. Наверное, их даже слишком много, и для стройности действия половину надо безжалостно сократить, но вот каждый жалко. В спектаклях выпускных курсов часто предполагается, что исполнители должны показать, на что способны, и как можно выигрышнее. И действительно, здесь каждый исполнитель и запоминается, и виден; многие играют не по одной роли. Хороши родители Олега: неторопливый основательный отец (Юрий Лободенко здесь играет прямого антипода своего Иисуса из курсовой постановки по пьесе Андреева «Иуда Искариот») и мудрая хлопотунья-мать (Екатерина Агеева). Хороши бабушка и дедушка Рыжего – Захар Чеславлев (Алексей Золотовицкий, он же играет и хитрована Вовку Балахнина) и Марфа Чеславлева (Виктория Печерникова, она же играет и незадачливую соседку Надьку Угрюмову). Хороши все одноклассники и одноклассницы Олега. И отчаянный Рыжий (Дмитрий Соколов, который в спектакле по Андрееву играл Иуду). И две девушки, между которыми разрывается душа Олега Истомина – застенчивая красавица Галя Бажовых (Анастасия Мытражик) и пылкая, непостоянная Таня (Мария Фомина). Студенты-студенты играют выпускников-школьников с пониманием и веселой свободой, легко и азартно.

Но центром спектакля остается Олег Истомин-Павел Пархоменко, рассказчик и одновременно главный герой разворачивающегося сюжета. Именно он становится камертоном постановки, начинающейся как нежная зарисовка сибирского быта, а потом постепенно разворачивающейся в драму оборванного полета. Вот все на свете было легко и доступно, счастье просыпалось вместе с тобой. А вот и все оборвано, обрезано. И никогда не вернется – не повторится… Актер не позволяет себе ни курсива, ни подчеркивания; юмор подсвечивает тяжелые ситуации, о которых герой рассказывает. И даже открытый драматизм финала подается без нажима, резким сухим обрывом долгого рассказа.

…Раз в четыре года выпускает свои курсы в РУТИ-ГИТИС Олег Львович Кудряшов, и раз в четыре года театральные критики и практики стонут: ну, вот ведь готовый театр! Дело не только в том, что его выпускники отличаются особой музыкальностью, пластичностью, хорошей школой, и их с удовольствием разбирают столичные театры. Но в том, что курсы Кудряшова всегда подобраны именно как театральные труппы, и за четыре года воспитаны как сыгранный ансамбль, где у каждого и своя партия, и свое место. И потому так обидно, когда их «рассыпают». При таком количестве театральных площадок и театров-«мертвых душ» из раза в раз упускать возможность создать душу живую и певучую – проявление удивительно безголовой расточительности.

"