Posted 27 мая 2008,, 20:00

Published 27 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:15

Updated 8 марта, 08:15

Жилые квадраты

27 мая 2008, 20:00
Сегодня начинает работать одна из самых авторитетных архитектурных выставок «Арх-Москва». По аналогии с недавно закончившейся «Арт-Москвой» она должна показать, что нового появилось в нашем зодчестве. Однако в этом году экспозиция слилась с большой программой, которую назвали Первой архитектурной биеннале. Это, впрочем

Если уж заимствуем у Запада сериалы, моду и все методы шоу-бизнеса, отчего бы не перенять и художественные смотры – вплоть до названий. Наверное, такой логикой руководствовались устроители архитектурной выставки, когда решили, что наподобие Венеции у нас из года в год теперь должны чередоваться арт- и арх-биеннале. Не беда, что архитектура – вещь куда как более профессиональная и не столь раскрученная, как, например, живопись или видео. Глядишь, лет через пять благодаря сегодняшнему начинанию у нас повысятся и уровень выставок, и вкусы зрителей.

Сказать честно, открывающийся сегодня смотр «Арх-Москва» с трудом набирал достойные проекты. В последние два года от искусства он все больше кренился в сторону чистого строительства – стенды закупали фирмы, торгующие светильниками, обоями и элитными джакузи. Оставался десяток архитекторов, пытающихся сохранить артистическое лицо (Киселев, Хазанов, Бродский, Асс, Скуратов), но их проекты никакого широкого резонанса не получали. Единственное, что по-настоящему взбадривало публику, – явление западной звезды. На лекциях Либескинда или Захи Хадид народ буквально сидел на головах.

Не исключено, что на арх-биеннале может возникнуть неприятная ситуация, которую счастливо избежали художники – первые имена архитектуры, а вслед за ними и власти его проигнорируют. Для международного смотра зодчества Москва – город не слишком привлекательный. Иностранцы не раз говорили о закрытости местного стройкомплекса, заезжие звезды здесь не приживаются. То ли дело Петербург – туда ради белых ночей и Эрмитажа можно зазвать хоть Хадид, хоть Колхааса. Если судить по прессе, именно в Питере нынче разворачивается настоящая архитектурная битва: история вступила в схватку с амбициями современности – это и стоило обсудить на мировом уровне.

Между тем в Москве начали именно с того, с чего начинают все новые биеннале – с приглашения иностранного куратора. На этот раз им стал голландец Барт Голдхоорн. Он формулировал основную проблему темы смотра: «Как жить». Все очень просто – в 1990-е годы у нас был строительный бум, который вылился в создание дорогих квартир с евроремонтом. Основная проблема сегодняшнего дня – о ней, кстати, без конца думает и правительство – как настроить подрядчиков и архитекторов на проектирование доступного, но красивого жилья. В пределах МКАД задача вряд ли разрешимая – хотя попытаться стоит. Тем более что в других европейский городах, как берется показать Голдхоорн, консенсус между элитой и народом почти достигнут. В международном павильоне можно познакомиться с 7 жилищными зонами западных мегаполисов, где не жизнь – а песня.

Российский опыт тоже не отметается: через неделю в Музее архитектуры откроется выставка, на которой предстанут 10 (!) новых городов России. Этот выбор и впрямь стоит увидеть: одно дело – новое здание или даже квартал, а тут – целый город. Видимо, голландца вдохновил опыт его соотечественника Эрика ван Эгераата, который нынче пытается кардинально перестроить Ханты-Мансийск.

"