Posted 27 мая 2004,, 20:00

Published 27 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Мяч как искусство

Мяч как искусство

27 мая 2004, 20:00
В галерее «Риджина» открылась выставка под названием «Россия, вперед!». Звезды отечественного изобразительного искусства в преддверии чемпионата Европы по футболу посвятили свои работы нашей сборной. Получилось нечто необычное.
Сюжет
Футбол

Футбол – занятие для современного художника не вполне обычное. Кроме спортсменов, гоняющими мяч по огромному полю можно представить себе чиновников из правительства, столичных градоначальников и даже звезд рока. Мастеров кисти проще вообразить с трубкой в зубах за кружкой пива или за рюмкой коньяка в полумраке какого-нибудь маргинального клуба-бара. На худой конец - плавающими в теплой летней реке после очередных этюдов.

Так или иначе мускулистые футболисты в шортах и гетрах на холстах россиян не появлялись, пожалуй, лет восемьдесят. Впрочем, интерес к футболу у организатора выставки «Россия, вперед!» галерейщика Владимира Овчаренко сегодня вполне понятен. Ведь спортивный азарт и чувство патриотизма не чужды и художникам, особенно накануне чемпионата Европы. В сборную команду, как и полагается, он отобрал одиннадцать лучших русских художников. Среди них – Олег Кулик, Сергей Братков, Владимир Дубосарский, Александр Виноградов, Владик Монро, Сергей Шеховцов (Поролон). Все участники проекта примерно одного возраста. Кстати, именно благодаря возрасту в арт-сборную не вошел такой мэтр, как Борис Михайлов. Всех знают ценители изо. Каждый не раз участвовал во всевозможных международных биеннале. Это действительно лучшие бомбардиры и голкиперы нашего искусства, несмотря на то что только один из них – Юрий Лейдерман – на самом деле является футбольным болельщиком.

Нельзя сказать, что команда художников вышла на арт-поле без подготовки. Ведь еще в прошлом году что-то похожее галереей «Риджина» уже проводилось. То был летний чемпионат СНГ по пляжной фотографии. Ради этого лучшие российские мастера один день провели на пляже и отсняли километры пленки: полуобнаженных купальщиц, пляжный волейбол, голеньких детишек. Правда, теперь рассуждать о футболе для художников оказалось несколько более сложно, чем о пляже. Поэтому футбол для многих из них – это прежде всего футбольный мяч. Он изображен улетающим в лазурь неба на двухметровом полотне Виноградова и Дубосарского. Он бьет футболиста в лицо в работе Павла Пепперштейна. А у видео-группы «Синие носы» (Александр Шабуров и Вячеслав Мизин) мяч привязан к коленям странноватых спортсменов. Запечатленные на экране многочасовые манипуляции с мячом в конце концов становятся не вполне осмысленными, оттого – просто курьезными. Константину Звездочетову футбольная тема привиделась энергичной потасовкой между болельщиками, а эпатажный Кулик представил на выставке гламурный фотоколлаж из своей последней серии «Фрагменты» (уже показанный на недавней московской фотобиеннале). По сути, это груда тел, у которых при помощи незатейливых компьютерных манипуляций «убраны» все интимные части тела. Эта серия подошла бы в принципе любому проекту. В данном случае для Кулика в футболе главное – красота тела. Так же, впрочем, как и на фотографии Сергея Браткова, одного из самых модных сегодня мастеров. В работе Браткова не вполне одетая барышня прислоняется грудью к спине юного футболиста. На спине отчетливо видны юношеские прыщи. Они, видимо, и привлекли внимание Браткова, известного своей давней любовью к повседневным трэшевым ситуациям. Кстати, в планах фотографа – скорая поездка на Пятую Манифесту в Сан-Пауло. Туда он повезет черно-белую серию фотографий 1997 года «Birds». Чучела птиц, снятые в каком-то провинциальном биологическом музее, как бы пролетают над спящими детдомовскими детьми. В отличие от футбольной темы, которая для большинства художников – повод для веселья, Братков в этой работе грустит. «Дети одиноки. Реальных птиц они никогда, возможно, и не видели. А чучела отсылают нас к Хичкоку и, соответственно, к человеческой грусти». Возможно, и ее можно было бы как-то привязать к футбольной теме, но пока для грусти нет повода. Художники уверены – на чемпионате Европы по футболу наши дойдут до конца. Если так случится, а выставка, кстати, заканчивается одновременно в день финала чемпионата, то 4 июля обещаются художественные радости: новые перформансы с песнями и плясками и новые триумфальные работы о футбольных мячах.




Продать верблюда

"