Posted 27 апреля 2015,, 21:00

Published 27 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:38

Updated 8 марта, 03:38

В свете неоновых фраз

В свете неоновых фраз

27 апреля 2015, 21:00
В Мультимедиа Арт Музее (ММАМ) открылась выставка Джозефа Кошута «Амнезия». Из всего наследия художника с 1960-х годов до сегодняшнего времени выбраны работы из одного материала – из неоновых трубок, которыми на стенах музея выписаны слова и фразы. Кошут одним из первых ввел неон в свои работы, столкнув «язык улиц» с я

Сразу при входе в ММАМ вас встречает радостно светящаяся стена, сплошь покрытая неоновыми письменами. Те, кто более-менее владеет английским, поначалу пытаются прочесть надписи, воспринимая их как послание художника. Но потом понимают, что дело безнадежно запутано. Вот сияют пять строчек текста, который состоит из числительных от одного (one) до двадцати пяти (twenty-five). Рядом горит фраза «четыре цвета четыре слова», обозначающая тот факт, что каждое слово в этой надписи действительно имеет свой цвет. Некоторые выражения и целые куски неонового текста перечеркнуты, словно автор отказался от сказанного, однако то, что написано, в прямом смысле слова, уже не вырубишь и топором. В общем, смысл надписей тут бесконечно ускользает – зритель испытывает легкое состояние амнезии, когда нечто вдруг вспоминается, но никак не встраивается в нормальную последовательность событий и явлений.

В своих интервью и статьях Джозеф Кошут неоднократно подчеркивал один простой принцип, из которого вырастает его концептуализм: содержание тут важнее формы. Художник-концептуалист работает со смыслами. А то, как он эти смыслы высекает – с помощью ли резца и мрамора, или просто перенося писсуар из магазина в галерею (как в случае с Дюшаном), не так уж существенно. Но, кажется, господин Кошут лукавит: что касается формы, она у него вполне содержательна. Он очень тонко почувствовал и обыграл парадокс неоновой вывески.

Как известно, светящиеся трубки с инертным газом впервые появились на парижских улицах в 1910-е годы. Но настоящий бум неоновых вывесок начинается после Второй мировой и стойко ассоциируется с «огнями большого города» (главным образом, американского), манящего в бары и казино. В эти газовые рекламы никто не вчитывается. Они просто обозначают место и освещают вход или витрину. Джозеф Кошут остроумно играет на стереотипах неона: сначала вносит его внутрь помещения, составляет из трубок абсурдистские и философские изречения, цитируя, например, Беккета, наконец, имитирует с помощью неоновых трубок спонтанное письмо «от руки». Одна из самых впечатляющих работ на выставке – увеличенная страница из сочинения Зигмунда Фрейда с правками психоаналитика; Кошут вынес эти самые правки за поля бумаги, превратив их в неоновые артефакты.

Отдельный неоновый зал построен на «Никчемных текстах» Беккета и цитатах из джойсовского «Улисса». И тут уже «Амнезия» становится диссоциированной. Это, кстати, одна из самых странных форм потери памяти, когда больной категорически не помнит того, что с ним происходило лично, но отлично запоминает какие-то общие идеи или явления. Вот читаешь мерцающую белую надпись на черной стене – «Ни свечки, ни спички – не надо, да и никогда не было» – и невольно впадаешь в ступор: вроде бы каждое слово понятно, все очень серьезно, но по какому поводу все это сказано, а главное – для кого и зачем, совершенно не ясно.

В принципе концептуалист должен быть доволен – зритель, этот типичный «потребитель искусства», вдруг понимает, что Кошут с ним не церемонится, совершенно не собирается восхищать, радовать и услаждать. Но тут как гром среди ясного небо из уст одного из посетителей выставки в ММАМе прозвучал приговор нового поколения: «Отличная идея для оформления бара или ресторана». Так история искусства совершила любимую Кошутом петлю: от популярного украшения к концептуальному дизайну.

"