Posted 27 апреля 2011,, 20:00

Published 27 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:30

Updated 8 марта, 06:30

«Только театр обращается к зрителю прямо»

27 апреля 2011, 20:00
«При пристальном внимании властей положение театра год от года становится все хуже», – такими словами открыл во вторник IV Всероссийский театральный форум председатель СТД Александр Калягин. Он подчеркнул, что необходимы законодательные акты, должна быть принята долгосрочная концепция развития театра, а также корректир

В начале заседания заместитель председателя СТД Геннадий Смирнов озвучил обращение форума – итоговый документ, в котором намечены основные проблемы театра. Кроме преамбулы, в которой выражена благодарность к властям за внимание к театральным проблемам руководителей государства и не всегда четкое понимание средних эшелонов власти необходимости и важности поддержки театра, к документу прилагаются несколько персональных писем-обращений к Дмитрию Медведеву, Владимиру Путину, министру культуры Александру Авдееву, а также министрам обороны, образования и руководителям регионов. Обращение заканчивалось словами: «Мы от имени российского театрального сообщества вступили в диалог с властью». Присутствующие на заседании после озвучивания проекта Обращения форума были единодушны в том, что необходимо переписать итоговый документ, сделав его острее и конкретнее. А также в том, что диалога с властью не получилось. Вышел монолог.

Председатель комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлев сказал, что, прочитав найденные в прессе материалы о первом дне форума, был удручен только проблемными и негативными выступлениями представителей театральной общественности. И еще раз перечислил удачи и достижения, в частности, внесенные поправки к 94-му федеральному закону (о тендерах) (см. «НИ» за 27 апреля).

Профессор ГИТИСа Геннадий Дадамян, в свою очередь, не стал говорить об известных всем наболевших вопросах, заметив, что «нет ничего слаще, чем поговорить о себе и своих проблемах». Он отметил, что непонимание в диалоге театра с властью – естественно, «потому что нет лексики, на которой можно говорить с этой властью». «Они вас встречают, этикетно разговаривают, и все!» – посетовал Дадамян. «То, что мы получаем благодаря, кстати, личному обаянию того же Калягина, – это милостыня. Это не диалог», – добавил профессор, отметив, что российскому театру необходима не только господдержка, но и система общественной поддержки искусства.

Самым эмоциональным стало выступление мэтра театральной сцены Юрия Любимова. Худрук Театра на Таганке считает диалог с властью и какие бы то ни было обращения к ней практически бесполезными. «Этого нельзя делать. Должна быть какая-то гордость, – заметил Юрий Петрович. – Мы с трудом находим спонсоров. И рассчитывать нам не на кого, кроме самих себя. Нам надо менять подход к власти. Министр никогда ничего не даст».

Многие выступающие подчеркивали, что поддержка театра на местах – дело личных взаимоотношений. Так, в Рязани все три губернатора, к счастью, любили театр, и отношение было соответствующее. Однако до сих пор не ясно, как сделать так, чтобы театр не зависел от любви и лояльности власти.

Как сказал Юрий Любимов, споря и не соглашаясь с выступающими: «Театр – единственное учреждение культуры, которое обращается к зрителю прямо».

"