Posted 27 апреля 2008,, 20:00

Published 27 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:06

Updated 8 марта, 08:06

Рукописи не сгорят

27 апреля 2008, 20:00
Дмитрий Набоков, живущий в Швейцарии сын знаменитого писателя Владимира Набокова, объявил о своем намерении опубликовать наброски последнего романа отца. Принять такое решение было непросто, поскольку в завещании писателя сказано, что неоконченный роман следует уничтожить. Однако, по мнению Дмитрия Владимировича, в ром

Роман «Подлинник Лауры» будет опубликован без переплета. Дело в том, что Набоков всегда писал на карточках, а затем расставлял их в удобном порядке. Однако в данном случае писатель не успел закончить работу, поэтому читатели сами расположат кусочки текста в том порядке, в котором сочтут нужным.

Поступок Дмитрия Набокова разделил литературоведов на два лагеря. Одни на стороне Дмитрия Владимировича, другие (например, драматург Том Стоппард) призывают рукопись сжечь. «Я считаю, что волю отца нужно исполнить, – сказала «Новым Известиям» набоковед, профессор Южного федерального университета Галина Рахимкулова. – У Набокова были причины для того, чтобы попросить уничтожить роман. Я думаю, что это мнение живет и в головах многих набоковедов, но обнародовать его не совсем этично. Причину каждый обнаружит, если внимательно проанализирует тексты писателя, и биографию, составленную Брайаном Бойдом. Кстати, это единственная биография, которую одобрил сам писатель. Если Дмитрий Набоков предпочел опубликовать произведение отца, то никто его осуждать за это не будет. После смерти отца он давно считается законодателем мод в набоковедении».

Между тем можно предположить, что свое решение Дмитрий Владимирович принял не сам, а советуясь с Брайаном Бойдом. В январе 2008 года Бойд пересмотрел свою точку зрения о том, что наброски романа следует сжечь и считает, что предсмертную волю отца все-таки можно нарушить.

«Думаю, они поступили правильно, – говорит исследовательница театрального наследия Набокова Наталья Корнева. – Иногда творчество писателя выше, чем сам писатель. Возможно, я говорю криминальные вещи, но хочу напомнить литературному сообществу, что и сам Набоков часто менял свою точку зрения. Наверняка он со временем пересмотрел бы свое отношение и к «Подлиннику Лауры».

Иное мнение высказал «НИ» доцент кафедры русской литературы МПГУ Владимир Мескин. «Однозначно сказать невозможно, кто прав, а кто нет, – считает он. – Но лично я считаю, что раз уж автор изложил свою просьбу, то значит, публикация произведения нарушила бы систему его произведений, созданных в течение жизни. Поэтому массам я бы не стал давать этот роман. Но и сжигать тоже не стал бы. Пусть он хранится в очень ограниченном доступе. Вы говорите, эти карточки в швейцарском банке? Вот там для них самое подходящее место».

ПОСЛЕДНЯЯ РУКОПИСЬ НАБОКОВА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

О существовании неоконченного романа Владимира Набокова мир узнал из двухтомной биографии писателя, изданной в 1993 году Брайаном Бойдом – самым известным исследователем его творчества. В этой книге приведены записи из дневника писателя. В декабре 1974 года Набоков сообщает название нового романа, над которым он намерен работать – «Dying is Fun» («Умирать весело»). В апреле 1976 года появился другой заголовок – «The Opposite of Laura» («Антипод Лауры»), а позднее – «The Original of Laura» («Подлинник Лауры»). Роман написан на английском языке на 50 каталожных карточках. По мнению специалистов, это от трети до половины полного объема произведения.
Накануне своей кончины 2 июля 1977 года Владимир Набоков завещал сжечь карточки с неоконченным романом. Его жена Вера Евсеевна не посмела этого сделать. Все последние годы отрывки «Лауры» хранятся в сейфе одного из швейцарских банков. После смерти вдовы Набокова распорядителем литературного наследия писателя стал его сын Дмитрий. Считается, что Дмитрий Набоков, с одной стороны, не решается уничтожить работу своего отца. С другой, боится негативной оценки со стороны критики, которая может счесть неоконченность романа его слабостью. Несколько лет назад он намекнул, что мог уже сжечь рукопись, но исследователи творчества Набокова ему не поверили.
Рукописи «Подлинника Лауры» были приоткрыты только однажды – в 1999 году на праздновании столетнего юбилея писателя в Корнуэллском университете (США). Тогда Дмитрий прочел отрывок из последнего произведения своего отца. Считается, что кроме близких родственников Набокова отрывки романа прочитали несколько человек, в том числе наиболее известные исследователи творчества писателя.

"