Posted 27 февраля 2012,, 20:00

Published 27 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:48

Updated 8 марта, 05:48

Выборы – понятие сексуальное

Выборы – понятие сексуальное

27 февраля 2012, 20:00
Выборы – понятие сексуальное

Главная задача рекламного ролика – наилучшим образом подать свой продукт, будь то автомобиль, семга или кандидат в президенты. Давно известно, что распыляться не следует: не стоит перечислять все преимущества рекламируемого продукта. Надо выбрать самое главное и подать так, чтобы угадать тайное желание любителя рыбы или будущего избирателя.

В эпоху, когда рекламных роликов еще не было, над этой задачей бились художники, малюя вывески магазинов и портреты вождей. Скажем, картина «Ленин на субботнике в Кремле» – чем не рекламный ролик? Так и тянет оживить мультипликацией и снабдить закадровым голосом с призывом голосовать за человеческую скромность и простоту нашего кандидата. У Гоголя модный рисовальщик Чертков вовремя постиг главную рекламную тайну: никаких многозначностей и недоговоренностей. Хотят фигурировать на полотне Марсом – рисуй в соответствующей позе и ракурсе. Хотят изображать блюстителей порядка – положи свод законов и подпусти надпись: «Всегда стоял за правду».

Главным иконографическим изображением Сталина стала картина, где отец народов по-отцовски держит на руках улыбающуюся девочку и сам улыбается в усы. А Брежнев вспоминается получающим очередной орден или медаль (каждая новая звездочка – свидетельство протяженности пребывания у власти).

К нынешним выборам каждый кандидат на пост президента, естественно, обзавелся соответствующими роликами, которые, с одной стороны, должны показать лучшее и главное в претенденте, а с другой – угадать, какое именно качество граждане нашей страны сейчас жаждут увидеть в своем будущем правителе.

И вот с этой точки зрения любопытен ролик, действие которого разворачивается в загсе: с эффектной блондинкой бракосочетается кандидат в президенты Михаил Прохоров. Строгая тетенька произносит положенные по протоколу слова, сбивается и грозно вопрошает: а сам Михаил Дмитриевич где?! Я за него – шагает вперед простой рабочий парень. И я за него – подхватывает еще один свадебный гость. И я! И я! Некоторая этическая сомнительность ситуации (до сих пор не все обязанности жениха можно было передоверить дублеру) подчеркивает готовность оказать поддержку кандидату даже в его матримониальных затруднениях.

Сексуальный подтекст, явно ощутимый в предвыборном ролике Михаила Прохорова, становится откровенным и навязчивым в целой группе роликов под общим слоганом: «Путин. Первый раз только по любви».

Молодые девушки в крайне недвусмысленных выражениях беспокоятся о своем «первом разе» («Я понимаю, что все через это проходят, но все равно первый раз страшно»), а серьезные дяди их утешают, уговаривая ничего не бояться и, главное, правильно выбрать избранника. Тут камера ненавязчиво показывает глянцевый портрет Владимира Путина, а строгий утешитель подтверждает, что этот избранник – тот, кто нужен. После чего осчастливленная девушка бежит на избирательный участок отдать первый раз самое дорогое. Есть вариант ролика, где девушка обращается к гадалке, чтобы узнать, кто будет ее первым мужчиной. На карте, вытащенной из колоды, естественно, портрет Владимира Владимировича, и гадалка предсказывает счастливице: «Ты будешь с ним шесть лет».

Не думаю, что описанные ролики Прохорова и Путина создавала одна сценарная команда, но их общая матрица просматривается невооруженным глазом.

В самом деле, блондинка за рулем – лучшая реклама для автомобиля, девушка с семгой повышает продажи морепродуктов. Можно, конечно, возмутиться: как можно кандидата в президенты сравнивать с какой-то семгой. Но, увы, законы рекламы, как и законы природы, действуют вне зависимости – семга перед ними или претендент…

Так что юная прекрасная дева и кандидату весьма и весьма кстати. С одной стороны, делается упор на мужские стати кандидатов (что делать, большая часть электората нашей страны – прекрасный пол). Но есть другой аспект, и более важный. Картина Сталина с девочкой давала зрителям возможность подсознательно ощутить себя ребенком в добрых руках Отца. В рекламных роликах интимный контакт с девой становится заменой и отсылкой к бракосочетанию правителя со страной. В конце концов, венецианский дож непременно проходит церемонию обручения с морем. Почему бы России не предстать юной девой, страшащейся и жаждущей избранника?

Доктор Фрейд решительно не хочет уходить на покой, а, похоже, захватывает все новые пространства. Теперь пространство большой российской политики.

Автор – театральный обозреватель «НИ».

"