Posted 27 февраля 2012,, 20:00

Published 27 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:48

Updated 8 марта, 05:48

«Все, что нам остается, – это подлинные чувства»

«Все, что нам остается, – это подлинные чувства»

27 февраля 2012, 20:00
На творческом вечере «Душа обязана трудиться…» отрывки из многочисленных фильмов, в которых снимался Александр Збруев, перемежались монологами из спектаклей, чтением стихов Бориса Пастернака, исполнением песен и воспоминаниями актера о хулиганском послевоенном арбатском детстве и о своей дружбе с Андреем Мироновым, Оле

«Что такое счастье – я не очень понимаю, я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. Счастье – это, наверное, то, что когда-то было в прошлом, мимо которого мы прошли и не заметили, – начал встречу Александр Збруев. – Поэтому-то счастливым кажется детство. Сегодня я все чаще и чаще мысленно возвращаюсь на свой Арбат. И вспоминаю, какие мы пели песни, как это я сейчас понимаю, это была шпанская романтика». В честь своих друзей детства Александр Збруев исполнил одну из тех «шпанских» песенок. Арбат для Збруева совершенно особое пространство, с ним связано не только детство, но и первое увлечение театром. Рядом находился Вахтанговский театр и Щукинское училище. Кроме этого, на Арбате располагалось сразу четыре кинотеатра, куда и бегал, прогуливая уроки, маленький Збруев. Арбат для него, как и для Окуджавы, – «мое отечество». В память о Булате Шалвовиче, с которым актер познакомился на съемках фильма «Храни меня, мой талисман», Збруев исполнил, вернее, напомнил стихи и мелодии нескольких его песен: «Синий троллейбус», «Дежурный по апрелю» и «Бумажный солдат».

Александр Збруев извинился за грустное настроение, вызванное реакцией на сегодняшнее время. Возможно, такому настроению способствовал и ностальгический характер вечера. Актер неоднократно говорил о мимолетности и неумолимости времени: «Я, например, сегодня намного старше моей мамы, которой уже нет, и намного старше своего отца, которого расстреляли. Каждый день я вспоминаю свою мать и время от времени смотрю на фотографии отца, которого никогда не видел». Збруев рассказывал о своих встречах с великими актерами: Евгением Леоновым, Олегом Янковским, Александром Абдуловым, Андреем Мироновым, Олегом Далем… С последними двумя актера связывала дружба, завязавшаяся с дебютной киноработы «Мой младший брат», которая троим молодым актерам сразу принесла известность и народную любовь: «Хочу сказать, что в жизни они были совершенно другие, чем на экране. Например, Андрюша в жизни совсем не пел, а пел Олег Даль, а в театре все получилось наоборот – Олег увлекся драматическими ролями, а Андрюша стал петь во всех фильмах и спектаклях».

Особое оживление и аплодисменты вызвали в зале слова актера о состоянии российского кинематографа: «Мне предлагают сниматься, но я вам правду скажу: то, что сегодня происходит в отечественном кинематографе, мне не нравится и сниматься в этом совершенно не хочется».

Грусть сквозила и в забавных рассказах актера, и в выборе поэтического материала, и в драматических монологов, которые исполнил Збруев. Так, актер прочел стихи Пастернака «Разлука», «Сон» и «Свидание», в котором есть строчки: «Но кто мы и откуда,/ Когда от всех тех лет/ Остались пересуды,/А нас на свете нет?» Помимо этого, особо отметил сегодняшнюю значимость монолога деревенского учителя из спектакля «Хория»: «Современному человеку нужно знать свою историю, потому что сегодня кто владеет своим прошлым, тот владеет и своим будущим. Книги, памятники культуры, знание прошлого своего народа и прошлого других народов помогут вам уяснить, что ценно, а что не очень ценно в жизни, история научит вас, без чего вы можете обойтись, а без чего обойтись никак нельзя».

Завершил Александр Збруев свой вечер кадрами из фильма «Большая перемена» и монологом из пьесы Ива Жамиака, который закончился словами: «Все, что нам остается, – это подлинные чувства! Это, и ничего другого! Все. Мне вам больше нечего сказать!»

"