Posted 27 января 2015,, 21:00

Published 27 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:47

Updated 8 марта, 03:47

Вольтер нам поможет

Вольтер нам поможет

27 января 2015, 21:00
«Кандид», по словам режиссера Марка Розовского, буквально кричит о насилии, наводнившем весь мир. «Сегодня мы вспоминаем Вольтера для того, чтобы спасти человека от всякой дури и несвободы, – говорит режиссер, – но главное – от надвигающегося на него со всех сторон насилия».

«Кандид, или Оптимизм» в прочтении Марка Розовского можно назвать театральной фантасмагорией в духе Вольтера. Режиссер создал музыкально-поэтическое представление в жанре трагикомического, философского балагана, где жизнь и смерть неистово борются меж собой. Молодые актеры, занятые в постановке, своими импровизациями, шутками и энергией буквально заряжают зрительный зал. Их замечательные вокальные данные и пластика (балетмейстер Антон Николаев) создают атмосферу праздника и веселья. А лаконичная сценография Александра Лисянского и прекрасные костюмы художника Евгении Шульц придают вольтеровской эпохе современные черты.

Композитор Александр Журбин, который, по его словам, в самом ближайшем будущем собирается сотрудничать с театром «У Никитских ворот», поделился с корреспондентом «НИ» впечатлениями от постановки: «Я большой поклонник этого театра, часто здесь бываю, смотрю все премьеры. И могу сказать, что и на этот раз Марк Розовский не разочаровал. Он взял необычный материал – философскую повесть «Кандид», которая отличается тем, что она такая… амбивалентная. К тому же сложность задачи еще и в том, что весь мир знаком со знаменитым мюзиклом Бернстайна «Кандид». Но Марк Григорьевич сделал свою версию этого произведения, написав текст и используя совсем другую музыку (композитор Теодор Ефимов. – «НИ»). И мне кажется, что он выиграл».

Взявшись за постановку «Кандида», режиссер хотел напомнить зрителям, что и сегодня Вольтер снова нужен. «Как пошутил однажды Станислав Ежи Лец, – говорит Розовский, – в каждом веке есть свое средневековье». И сегодня кто-то кому-то отрезает голову, доказывая, что слово «головорез» имеет вовсе не образное, а буквальное значение. И сегодня кровопролитие на религиозной основе – привычное дело. Людей жгут заживо. Взаимоуважение попрано. Насилие везде и всюду. Человеконенавистничество торжествует. Над гуманизмом смеются. Дикость, темнота, пустота овладели миром. А ведь на дворе двадцать первый век… Мы ставим Вольтера, чтобы напомнить вам обо всем этом».

Фантазируя на тему повести «Кандид», Марк Розовский не стал уходить от классической концовки, но придал финалу современную окраску. И вместо знаменитого вольтеровского: «Надо возделывать свой сад» со сцены звучит: «Надо возделывать наш огород у Никитских ворот».

"