Posted 27 января 2015,, 21:00

Published 27 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:47

Updated 8 марта, 03:47

Страдания юного Вейко

Страдания юного Вейко

27 января 2015, 21:00
В России яркий представитель нового эстонского кино и один из самых знаменитых за рубежом эстонских режиссеров Вейко Ыунпуу известен как режиссер фестивальный. В его новом фильме «Free Range: баллада о принятии мира» есть все, что способно подкупить любого романтика: рок-музыка семидесятых годов из старого проигрывател

Фред, уже закончивший университет молодой человек, то есть по нынешним социальным нормам уже должный оставить свои романтические рвения и будто обязанный увязнуть в скучной работе и семейном быту, отчаянно не желает впускать в свою жизнь рутинные тяготы. Он хочет выпивать с друзьями (все мы знаем, сколько жизненно важных вопросов решается на дружеских посиделках), с надрывом петь любимые песни, заниматься литературой и везде – на холодных прибалтийских пляжах, на ночных пустых улицах, в прокуренных квартирах и пыльных библиотеках – искать себя, ибо что в этом мире есть у нас более ценного и о чем нам трепетней всего стоит заботиться, если не о своем неповторимом «я»? Но подружка Фреда, серьезная Сюзанна, вдруг оказывается беременной, и Фреду приходится думать о том, где добывать деньги на кров и как содержать влюбленную в него Сюзанну, отец которой его ненавидит, хотя и признает, что сочинения Фреда недурны, но слишком депрессивны для «юноши в расцвете сил». От разговоров о будущем Фред сбегает через окно, предпочитая им разговоры о настоящем со старшим товарищем и духовным наставником или катания на рабочем тракторе с уборщицей-алкоголичкой.

Фильм Ыунпуу – это довольно радикальный арт-манифест режиссера: философические книги американской писательницы Айн Рэнд герои сжигают, режиссера Терренса Малика поносят непечатными словами на страницах местной газеты, зато цитируют Брехта и утопают в музыке 1970-х годов, меланхоличных балладах Скотта Уокера и Джима Кроуча. В интервью Вейко, венецианского призера, пытливые кинокритики стараются вывести на чистую воду, а он простодушно, как припев, повторяет фразу: «Я обычный эстонский парень». В кино подался «ради прикола». Дали приз – напился. А лошадь в последнем кадре – «чтобы было красиво». В этом плане картина «Free Range» – непосредственный, честный и очень трогательный автопортрет режиссера. «Наши герои сжигают «Источник» Айн Рэнд. Это очень дурная книга. Прямо кошмар. Мы сожгли библиотечный экземпляр, другого не нашли. Так что надеюсь, в Эстонии «Источника» Айн Рэнд больше нет», – «на голубом глазу» рассказал Ыунпуу журналистам на Берлинале-2014, где был впервые показан этот фильм. Это кино о тревожной юности самого Вейко и о тревожной юности каждого, кто по-доброму смеется над всеми противоречиями героя, понимает его хулиганства и шалости, кино о тех, кто не потратил молодость на здравомыслие и скучное зарабатывание денег, а просто был молодым, не думая ни о чем серьезном, кроме, конечно, литературы.

Даже «смотреть на это легче» Фреда подталкивает литература, а не наблюдение за обществом. Он читает «Балладу о принятии мира» Бертольда Брехта, герой которой, видя несовершенство мира и поняв, что виноват в нем он сам («И в грязный мир я сам добавил грязь /Тем самым, что одобрил грязный мир»), оправдывает для себя фашизм. Жестокость вырывается из Фреда лишь тогда, когда его личное творчество, самое ценное, что у него есть, мрачным и беспросветным называет даже Сюзанна, волей-неволей ему близкая.

«Free Range» – это этюд тревожной юности с ее звериным оскалом и неумолимой тягой к прекрасному, с ее дурачествами на грани и бесконечными поисками себя в этом безумном, безумном, безумном мире, который каждый из нас, живущих, так или иначе сумел принять, а кто не сумел – пустил себе пулю в висок. Это и Веничка Ерофеев, это и Эдичка Лимонов, и невыросший еще герой советских семидесятых Зилов из «Утиной охоты», или герой Янковского из «Полетов во сне и наяву».

Первый фильм Ыунпуу «Осенний бал» показывали на Московском кинофестивале, во втором фильме «Искушение святого Тыну» снялась известная российская актриса и модель Равшана Куркова, а оператор всех его фильмов Март Таниэль сотрудничает также с молодыми российскими режиссерами. И все же шансы на российский прокат его нового фильма «Free Range: баллада о принятии мира» почти равны нулю, в чем, впрочем, хочется ошибиться.

"