Posted 27 января 2011,, 21:00
Published 27 января 2011,, 21:00
Modified 8 марта, 06:21
Updated 8 марта, 06:21
В «Братьях Карамазовых» на постоялом дворе в Мокром, как только Грушенька «вынула из кармана беленький батистовый платочек и взяла его за кончик, в правую ручку, чтобы махать им в пляске», «старикашка» Максимов «завизжал от восторга и пошел было пред ней подпрыгивать, припевая:
Ножки тонки, бока звонки,
Хвостик закорючкой».
Эту заводную песенку Ф.М. Достоевский взял из сборника «Загадки русского народа», составленного Дмитрием Садовниковым.
Самому Достоевскому он был представлен на одной из «пятниц» у поэта Якова Полонского. О выступлении Достоевского в Благородном собрании в Петербурге 9 марта 1879 года Садовников рассказывает: «После небольшого антракта вышел маленький Достоевский и начал читать одну из глав «Братьев Карамазовых». Начал он вяло и скучно <…> Но когда дело дошло до признания Дмитрия Карамазова, всё разом переменилось. Публика замерла. Болезненная глубина чувства этого сладострастника была так художественно-правдиво передана автором, что я ничего подобного не слыхивал. Манера читать прозу, стихи, делать вставочные обращения к брату, трепет голосового органа, где это требуется; ускоренный темп в сцене самоубийства, какая-то характерная торопливость на самом драматическом месте – неподражаемы. Его вызывали, если не ошибаюсь, пять раз».
В дневниковых записях Садовникова, помимо Достоевского и Полонского, заходит речь о И.С. Тургеневе, Д.В. Григоровиче и др.
Недолгая жизнь Дмитрия Садовникова была чередой утрат. В 3 года он потерял мать, в 13 лет – отца. Сиротой жил у тетки. В 24 года женился, в 30 лет овдовел. Уезжая в столицы, где мог прокормиться литературным трудом, трех малолетних детей вынужден был оставить в Симбирске у родственников. Умер в 36 лет. Все его ребятишки остались круглыми сиротами еще раньше, чем он сам.
Лучшие стихи Садовникова, ставшие песенным фольклором, сами вышли из фольклора. Поэт не только изучал и разрабатывал чужие записи, но и собирал заговоры и песни, сказки, предания, легенды. Одну из легенд перепел в стихотворении «Из-за острова на стрежень…».
До триумфа своей песни автор не дожил. В устный репертуар она вошла только в начале 1890-х годов. Зато ее пел Ф.И. Шаляпин. Ее экранизировали на самой заре кинематографа. Она будто специально написана для сценарной раскадровки. Сначала – общий пейзажный план: «…Выбегают расписные, Острогрудые челны». Затем – средний план (двойной портрет): «На переднем Стенька Разин, Обнявшись с своей княжной…» И – крупным планом – одна героиня: «А княжна, склонивши очи, Ни жива и ни мертва…» Следом – панорама по лицам недовольных соратников: «Ишь ты, братцы, атаман-то Нас на бабу променял!»
Современный песенный вариант короче исходного стихотворения, а главное – привычнее. Но без стихов Садовникова нечего было бы ни сокращать, ни переделывать.
* * * Из-за острова на стрежень, На простор речной волны Выбегают расписные, Острогрудые челны. На переднем Стенька Разин, Обнявшись с своей княжной, Свадьбу новую справляет, И веселый и хмельной. А княжна, склонивши очи, Ни жива и ни мертва, Робко слушает хмельные, Неразумные слова. «Ничего не пожалею! Буйну голову отдам!» – Раздается по окрестным Берегам и островам. «Ишь ты, братцы, атаман-то Нас на бабу променял! Ночку с нею повозился – Сам наутро бабой стал… Ошалел…» Насмешки, шепот Слышит пьяный атаман – Персиянки полоненной Крепче обнял полный стан. Гневно кровью налилися Атамановы глаза, Брови черные нависли, Собирается гроза… «Эх, кормилица родная, Волга матушка-река! Не видала ты подарков От донского казака!.. Чтобы не было зазорно Перед вольными людьми, Перед вольною рекою – На, кормилица… возьми!» Мощным взмахом поднимает Полоненную княжну И, не глядя, прочь кидает В набежавшую волну… «Что затихли, удалые?.. Эй ты, Фролка, черт, пляши!.. Грянь, ребята, хоровую За помин ее души!..» <1883>1883> |
* * *
Фольклорист, фольклором ставший,
человек-фольклор почти,
тебя песней, песен старше,
волны волжские почли.
Когда в мире не родились
еще первые слога,
волны людям пригодились,
чтоб подсказывать слова.
Волга волнами своими
вышептала, как из уст,
свое собственное имя,
ну а после имя – Русь.
Чайки белые над степью
аж на сотни голосов
выкричали имя Стенька
вместе с плеском парусов.
И, как полные хозяйки,
здесь устроив свой сераль,
лодки, прозванные «чайки»,
персианских крали краль.
Было всё это жестоко
здесь, на волжской на воде,
но зато так волооко
в мире не было нигде.
До сих пор во снах России,
красотой начинены,
выплывают расписные
Стеньки Разина челны…
А Садовников-фольклорщик
в невидимке-шапке, что ль,
был казацких песен сборщик,
собирая смех и боль.
Но не пил, не безобразил,
не тянулся он к ножу,
лучше был, чем Стенька Разин, –
взял да песней спас княжну.
Евгений ЕВТУШЕНКО