Posted 27 декабря 2021,, 16:48

Published 27 декабря 2021,, 16:48

Modified 7 марта, 12:47

Updated 7 марта, 12:47

Кадр из фильма

Фильм-сенсация «Не смотрите наверх»: как мир принял конец света

27 декабря 2021, 16:48
Кадр из фильма
На платформе Netflix вышла черная комедия «Не смотрите наверх». (Don’t Look Up) режиссера Адама МакКея. Ее герои, которых играют Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс, пытаются предупредить человечество о скором конце света, но их никто не слушает.

Ученый и аспирантка обнаружили новую огромную комету. Это большая удача в научном мире. Но они не ожидали, что расчет траектории этой кометы приведет к еще более сенсационному результату. Комета должна врезаться в Землю через полгода. А дальше разворачивается трагедия и одновременно начинается комедия.

Политические интриги, секс-скандалы, интересы транснациональных корпораций, мемы в соцсетях и события из личной жизни селебрити затмевают в глазах обывателей простую и неприятную мысль о том, что все живое на Земле вот-вот уничтожит приближающаяся комета, а жить людям осталось совсем не долго. Хочется отогнать от себя это идею.

Сиюминутная и поверхностная суета не дает людям увидеть очевидного, реалистичного и главного. Ученые обивают пороги — от популярного ток-шоу, до Овального кабинета, но все тщетно. Как бы они убедительно ни доказывали неизбежность катастрофы, их никто не слушает. Отвлекает внимание масс и гений-миллиардер, соединивший черты Стива Джобса и Илона Маска.

Разумеется, что фильм, в котором кроме Леонардо ДиКаприо и Дженнифер Лоуренс, играют такие зведы, как Мэрил Стрип, Тимоти Шаламе, Кейт Бланшетт, Джона Хилл и др., не мог не взволновать социальные сети. Правда, мнения о нем были довольно разноречивы.

Конец света будет именно таким

К примеру, музыкант Андрей Макаревич счел этот фильм «блестящим»: «Наконец-то посмотрел блестящее кино - тонкое, умное, злое, смешное. Я уж думал - таких фильмов больше нет, одна «Матрица» осталась...»

Критик «Ведомостей» Наталь Серебрякова считает эту картину «безусловно, лучшей декабрьской премьерой и фильмом, с которым можно провести новогодние праздники. Это смесь социальной сатиры о пиар-технологиях в духе «Хвост виляет собакой» и пародии на фильм «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом…»

Высоко отозвался о фильме и психолог Василий Поздняков: «Сейчас все платформы подводят итоги и присуждают звания: самый страшный фильм года, самый ожидаемый фильм года, самый кассовый фильм года. Все это полное гэ, на которое можно почти не обращать внимания. Читатели блога жаждут чего-нибудь умного. И вот для них теперь есть фильм.

Если Конец Света придет, то примерно таким же образом, как в фильме. Люди будут продолжать думать о количестве лайков в соцсетях и увлекаться поверхностными идеями убедительных ораторов, знающих психологию масс…»

Никита Михалкову нужно снять зеркальную реплику

А вот журналист Дмитрий Гражевич довольно скептически отнесся к этой премьере:

«Если честно, меня заинтересовала столь разноплановая оценка фильма Адама МакКея "Не смотрите наверх". Вот что я для себя отметил. Соотечественники, которые живут на Западе более 10-и лет, восприняли фильм, как лучший фильм ужасов, фильм-катастрофу, который они видели (это люди высокой кинокультуры, между прочим). Им кажется, что фильм действительно страшный и что в нем отражена суть сегодняшнего состояния США. Они это напрямую связывают с тем, что так оно и есть на самом деле и что они все это видят и чувствуют сами.

Ценители кино, которые живут здесь, В России, восприняли фильм, как отличную сатиру на жанр "конец света". Сами американцы восприняли фильм довольно прохладно. Наверное, правда глаза колит)).

Я оказался в небольшом кругу тех, кто отреагировал на фильм негативно. В общем, мне понравилась идея и я согласен с основной мыслью авторов – но качество, увы.

Из всего фильма очень зацепила последняя 10-и минутная часть, которая действительно сделана классно, как синтез высокой и даже авангардной сатиры и фильма-катастрофы. Но мне непонятно основное двухчасовое шоу фильма-пародии, вернее понятно, что фильм слабый во всем – и в сценарии, и в его реализации, и в игре актеров (да простит меня великий Ди Каприо). Нарочитой крутой инфантильностью, изысканной острой сатирой, пародией на современного человека или великим фильмом-катастрофой это назвать сложно. Ну не так уж слабо можно было показать современного человека, погрязшего в условной безусловности. И я почти уверен, что наши пропагандоны этим фильмом воспользуются, как флагом со звездами – "смотрите какие они на самом деле и это не мы говорим, это они сами говорят". Максим Кононенко, например, очень хохотал, когда смотрел фильм.

И еще забавно представить, как подобный фильм снял бы Никита Михалков, типа как зеркальную реплику. Наверняка в его версии наши космонавты на лучших рогозинских кораблях выполнили бы героическую миссию, взорвали бы полкосмоса, сожгли до основания Луну, но спасли бы Землю, при этом сами бы обязательно погибли во имя всего и всех. Нет, выжила бы и приземлилась на парашюте на свежую саратовскую пашню только одна женщина-врач, которая участвовала в великой экспедиции. И ее встретили бы трактористы (ну такой кино оммаж на Гагарина). И наш президент (которого бы играл Никита Сергеевич) на ней бы в конце фильма женился…»

С Гражевичем согласна драматург Марина Птушкина:

«Фильм на актуальную тему, задумка хорошая. но он слабый по многим параметрам. С удовольствием смотрела на обожаемых мною Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс. Актуальность темы ещё не гарантирует от художественного провала…»

"