Posted 26 декабря 2011,, 20:00

Published 26 декабря 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:05

Updated 8 марта, 06:05

Камера из-под дубинки

Камера из-под дубинки

26 декабря 2011, 20:00
Конкурс «Серебряная камера», учрежденный Домом фотографии и мэрией Москвы, каждый год представляет серии репортажей о городе и его людях. Принять участие в соревновании может любой желающий. В этом году отбор прошли почти 5 тысяч фотографий, пятая часть которых теперь выставлена в Центральном Манеже. При всем желании у

По традиции все снимки на выставке показываются без фамилий авторов. Это чтобы «зрительское жюри» оценивало работы беспристрастно, без скидок на авторитеты. И опять же по традиции эта самая анонимность превращается в секрет Полишинеля. Очевидно, что самая популярная репортажная серия – панорамные виды митинга на Болотной площади – уже успела разойтись по всем западным и российским агентствам. А фотограф Илья Варламов, поднявший камеру на высоту птичьего полета, уже получил свои 10 минут всемирной славы. К тому же, откровенно говоря, для широкого «зрителя» пока еще не существует таких звезд фотоискусства, чьи имена давят на выбор.

Как бы то ни было, постоянная надежда директора Дома фотографии Ольги Свибловой, что «Серебряная камера» откроет новые имена в искусстве, сталкивается с тем, что таланты с улицы не приходят. Для достойного кадра помимо куража нужен еще и эксклюзивный «доступ к телу». Возможность поднять над площадью вертолет с прикрепленной к нему камерой, проникнуть с помощью редакционного удостоверения за сцену митинга (чтобы снять портреты оппозиционеров – безусловный лидер в номинации «Портрет» этого года), путем переговоров от журнала попасть в лабораторию по подготовке космонавтов или в Бутырку (серия о работниках тюрьмы) и далее в том же духе.

Единственное, на чем могут сделать себе имя фотографы-любители, – на сериях, посвященных «Архитектуре» или «Повседневной жизни». А здесь год от года наблюдается скучное затишье. Впрочем, кое-какие изменения налицо: как-то сама собой сошла на нет тема московских маргиналов. С одной стороны, перестали в массовом порядке снимать бомжей и приемники-распределители, с другой – уже мало кому интересны прожигатели жизни, гламур и «золотая молодежь» (хотя одна серия из «клуба» – явно глупо-постановочная – имеется).

Вообще, нужно сказать, на фото исчезло человеческое измерение Москвы. Отсюда и самая важная тенденция этого года: московские пустыри, паузы вместо архитектуры, странные объекты вместо зданий и улиц (роскошная подборка технических объектов «Следы внеземных цивилизаций»). Показательно, что серия, названная «День города», – это хаотичные пересечения линий электропередачи. В другой подборке – дома в ночи, где светится всего лишь одно окно, обыгрывается известная строчка про «окон негасимый свет». Вот, собственно, и все архитектурные приметы. Фотографы пытаются найти поэзию не столько в городе, сколько в его отсутствии: одна из лучших серий «Казанский вокзал» построена на таких контрастах света и тени, что внутренности вокзала кажутся декорациями к голливудскому фильму-нуару 1930-х годов.

Уже не первый год драматургия выставки «Серебряная камера» выстраивается по принципу «накала страстей». Сначала идут архитектурные виды, затем портреты. И, наконец, в самом дальнем отсеке на зрителей выплескиваются кадры разгонов митингов и акций. Здесь поистине исполинскими выглядят фигуры омоновцев и полицейских – именно их крупно выхватывает камера репортера, которого самого вот-вот упекут в каталажку. Так получается, в фотографию перекочевала старая академическая система жанров. Раньше «исторические» живописцы, писавшие картины баталий, считались людьми куда более серьезными и ценными истории, нежели пейзажисты и портретисты. И нынче жизнь и нерв Москвы – не в повседневности, а в экстремальных столкновениях с силами порядка.

"