Posted 26 декабря 2010,, 21:00

Published 26 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:35

Updated 8 марта, 06:35

Расплата за пирата

Расплата за пирата

26 декабря 2010, 21:00
Под занавес уходящего года в России появилась новая традиция – собирать налог с мультимедийных товаров и цифровых носителей. Как сообщали «НИ», сборы осуществляются в рамках так называемого «налога на болванки», когда 1% от стоимости каждой проданной единицы цифровой техники (а также флешек, CD, DVD и т.п.) направляетс

Фактически налог вводился для того, чтобы частично компенсировать убытки тех, кто пострадал от пиратов. Однако «узаконенная традиция» приживается пока не очень успешно. Компании NOKIA и Samsung, получив письмо с просьбой начать отчисления в размере 1%, озадачились вопросом: почему этот процент надо высчитывать не от стоимости собственно носителя (карты памяти телефона или компьютера), а от цены всего устройства? Немало вопросов деятельность РСП вызывает и в среде самих авторов. Как выяснили «НИ», многие авторы просто не знают о своем праве на компенсацию, а некоторые не вступают в РСП по идейным соображениям.

Свой анимационный фильм «Гадкий утенок» Гарри Бардин снимал про тех, кто попадает в жернова государственной машины. В этом году за столь кропотливую работу (фильм снимался шесть лет при мизерном финансировании) режиссер объявлен лауреатом премии «Триумф», а «Гадкий утенок» стал одним из лидеров по числу скачиваний в Интернете. 2 млн. скачиваний набрал и антифашистский фильм «Россия 88», снятый сыном Гарри Яковлевича – молодым режиссером Павлом Бардиным. «Из-за этих пиратов я нищий человек, – говорит Гарри Бардин. – Но я рад, что мой фильм распространяется хотя бы таким способом. Рад и сын, что «Россия 88» так популярна. А он продал, между прочим, свою однокомнатную квартиру, чтобы снять это кино. И ни копейки ему это не принесло. Так что мы оба славные, но нищие».

Между тем ни Павел, ни Гарри Бардин на сайте РСП (в разделе, где фиксируется имя каждого, кому полагается отчисление) не значатся. На вопрос «НИ», почему вы не вошли в состав этого Союза, Гарри Бардин ответил: «Мне неинтересно и противно все, что связано с Михалковым». Пояснять свою позицию отказался, но очевидно, что не последнюю роль здесь сыграл конфликт, когда на съезде Союза кинематографистов в Гостином Дворе (март 2009 года) Бардина с высокой трибуны фактически назвали казнокрадом, а позже он не смог убедить суд рассмотреть иск по этому делу.

Не вступает в РСП и музыкант Евгений Хавтан: сегодня он редко «мелькает» на телеэкране, но его творчество по-прежнему любимо многочисленными поклонниками и столь же активно «тиражируется» в Сети. «Есть несколько аспектов, почему я не вхожу в РСП, – сказал Хавтан «Новым Известиям». – Ничего личного, но здесь опять фигурирует фамилия Михалкова. Не знаю почему, но меня это смущает. И второе. Почему право собирать эти отчисления не предоставлено организациям, которые уже много лет занимаются этим вопросом – например, тому же РАО (Российское авторское общество. – «НИ»). Получается, что кормушка находится в других руках. Деньги стекаются в РСП, а РАО, как младший брат, вынужден поддерживать организацию Михалкова? То есть Никита Сергеевич может строить гостиницу в исторической зоне, заведовать кинематографом в стране, а теперь он еще хочет решать вопросы авторских отчислений? Вообще решение проблемы авторского права должно начинаться с борьбы с пиратством, а не с повышения цен для потребителя. Почему этот налог должен ударить по всем? Думаю, далеко не все люди покупают «болванки», чтобы скачать на них пиратский контент. Кто-то покупает продукцию для работы или, например, чтобы записать на диск свой семейный фотоальбом. Почему за это нужны дополнительные сборы? У меня складывается ощущение, что это некая форма рэкета со стороны государства».

Впрочем, в РСП уверяют, что подобные сборы – это вынужденная мера, и ссылаются на европейский опыт, где такие отчисления существуют уже много лет и составляют 4–8%. Напомним, все страны Евросоюза (за исключением Люксембурга) ввели авторские сборы еще полвека назад, едва появились магнитофоны с функцией звукозаписи. Не миновал этот налог и США, где действуют сразу три собирающих организации: Alliance of Artists and Recording Companies – для артистов и правообладателей, ASCAP/BMI/SESAC – для авторов и Harry Fox Agency – для издателей. Разве что в Австралии такой налог был признан неконституционным и отменен. Кстати, для борьбы с пиратством Франция намерена ввести уголовную ответственность за интернет-воровство. Но у страны есть моральное право это сделать – в одном только Париже порядка сотни артхаусных кинотеатров, где всякий желающий может посмотреть хорошее авторское кино (не боевик, не ужастик, которыми полнятся обычнее кинотеатры, а произведение киноискусства). В Москве таких кинотеатров три, и репертуар их чрезвычайно узок. Развитые страны, такие как США, Британия, Германия, Испания, параллельно с неизбежной коммерческой рекламой блокбастеров пытаются развить у людей и вкус к хорошему кино, давая возможность выбора. В России же тот, кому уже плохо от бессмысленности на экранах кинотеатров и телевизоров, вынужден обращаться к пиратам, ибо законным путем посмотреть хорошее некоммерческое кино очень трудно. В стране нужно первым делом развивать прокат качественных картин, дать возможность зрителям в глубинке видеть фестивальное кино как российских, так и зарубежных авторов, снизить цены на лицензионные диски, а только после этого собирать налоги с болванок и цифровой техники. Об этом неоднократно заявляли эксперты, когда постановление о деятельности РСП находилось еще на стадии обсуждения. Об этом говорится и сегодня на сайте «Стоп РСП», где посетителям предлагается поставить подпись против введенного налога (на нынешний день собрано 11 234 голоса).

И все же, несмотря на многочисленные протесты общественности, непрекращающиеся возмущения блоггеров и целый ряд митингов, никто из официальных лиц не подверг сомнению новую традицию. Напротив, во властных структурах неоднократно подчеркивалось, что для России введение «налога на болванки» – необходимое условие, поскольку для вступления в ВТО страна должна победить пиратство по всем фронтам. Другой вопрос – какими средствами эта борьба ведется.

Осенью сообщалось, что из всех собранных средств 25% пойдет на содержание самой организации, 60% – на фонды по развитию кинематографа и 15% распределятся среди авторов. Однако после целого ряда публикаций в СМИ представители РСП на пресс-конференциях и в документах называют сегодня иные цифры: 15% – на содержание организации и 85% – авторам (причем обещают максимальную прозрачность и ежегодные отчеты в открытом доступе). В функции РСП, как сообщается на официальном сайте организации, входит и поиск незарегистрированных авторов, поскольку «отчисления полагаются абсолютно всем». Кроме того, неоднократно подчеркивалось, что авторы должны проявить сознательность и не выступать против деятельности РСП, «иначе мы никогда не станем цивилизованной страной, где каждому воздается по труду».

Первые отчисления авторы получат в начале 2011 года. Однако эксперты считают, что расчеты компенсаций для авторов, пострадавших от пиратства, будут весьма приблизительны, поскольку невозможно с точностью установить, как много фильмов скачали пираты и каким тиражом выпустили. Как будет производиться расчет? Представители РСП сообщают, что в основу лягут объемы розничных продаж на всех носителях, численность кассовых сборов в кинотеатрах и аудитории телеканалов, национальные рейтинги. Неконтролируемое копирование будет рассчитываться пропорционально этим показателям: мол, что больше всего покупают или смотрят в кинотеатре, то и скачивают чаще. «Я с такими расчетами не согласен, – говорит «НИ» Евгений Хавтан. – Мы живем в анонимной стране. Мы не знаем реальных тиражей, реальных продаж. Ни одна компания, которая производит пластинки, официально не дает данных о тиражах, чего уж говорить о пиратах! Существует мировая практика борьбы с пиратством. Это судебно-исполнительная система, юристы, адвокаты, которые занимаются этими вопросами. Думаю, для начала в России нужно наладить судебную систему, чтобы человек отвечал по закону, чтобы были иски, чтобы человека, который занимается пиратством, можно было найти».

По самым скромным подсчетам, величина собранных налогов составит 100 млн. долларов в год. Подчеркнем, что эта сумма будет формироваться за счет производителей цифровой техники и рядовых покупателей. «Пиратство аморально, но простых потребителей на эту аморальность толкают социальные условия в нашей стране, – считает киновед, сотрудник Госфильмофонда Валерий Босенко. – Лучше бы боролись с нищетой. Лицензионная продукция стоит довольно дорого, а рядом с ней – пиратская, которая стоит в разы дешевле. При этом пиратская продукция отнюдь не всегда плохого качества. Человек советского замеса, который любит халяву, конечно, купит пиратское».

Кстати, вслед за «налогом на болванки» Министерство культуры предлагает ввести налоги на ту часть товаров, благодаря которым незаконно тиражируется печатная продукция, и в первую очередь книги. «Писатели теряют деньги из-за того, что пользователи копируют их книги в личных целях, а потом переводят их в электронную форму с помощью копиров, сканеров, принтеров, ридеров и прочих электронных носителей информации, – сказала «НИ» замминистра культуры РФ Екатерина Чуковская. – Все эти устройства кто-то собирает и продает, а значит, не по своей воле способствует развитию пиратства. Поэтому нужен налог и в этой сфере». Если предложение Екатерины Чуковской будет одобрено, то в наступающем году РСП будет собирать налоги с копировальной техники, а также с интернет-сайтов. Кроме того, в начале года будет рассматриваться и предложение депутатов Госдумы, которые выступили с инициативой обложить налогом в 2% доходы от интернет-услуг, которые получают провайдеры и мобильные операторы, ведь эти «услуги» тоже способствуют развитию пиратства.

Как и для чего вы вступали в РСП?

Олег ГЕНЕНФЕЛЬД, директор группы «Смысловые галлюцинации»:
– Информацию мы нашли на сайте РСП. Написали письмо, и нам вскоре перезвонили – рассказали, что нужно заполнить целый ряд документов. Кстати, это самая большая проблема – заполнить все бланки. Дело в том, что за 20-летнюю историю группы в нашем багаже накопилось очень много произведений. А по правилам нужно указать все клипы, все песни, всех авторов и так далее. Причем это нужно сделать на каждого человека, а нас семеро. На заполнение бумаг ушло две недели. После этого я отправил документы заказным письмом в РСП, и пока никаких действий не предпринимал. Членский взнос мы не платили. Как часто и каким способом будут поступать отчисления – вся процедура прописана в контракте. А до этого наша группа состояла в РАО. Затрудняюсь ответить, обязательное ли это условие для вступления в РСП. В принципе, все авторы, которые получают какие-то отчисления, так или иначе числятся в РАО. От чего зависит сумма отчислений, мне до сих пор непонятно. Ведь невозможно проконтролировать, кто и сколько раз прослушал или скопировал музыку. Как мне сказали, расчеты будут составляться, исходя из неких более-менее объективных рейтингов. Если честно, я пока в эти тонкости не вникал, поскольку группа на гастролях и катастрофически не хватает времени. А вообще, мне сложно сказать, как сильно группа страдает от пиратства, поскольку я не знаю, насколько активно нас «пиратят».

Леонид АГУТИН, музыкант:
– У меня есть агент, который занимается всеми вопросами, касающимися авторских прав. Доверить управление своими правами РСП – это его решение. А я склонен доверять людям, которые со мной работают, это, во-первых. А во-вторых, – и плюс имя Никиты Михалкова произвело на меня магическое действие. Но сейчас еще рано говорить о результатах. Любой автор, став членом любой организации по защите авторских прав, поймет, как она работает только через полгода своей регистрации. Это касается всех авторских агентств мира. Я, в частности, состою и в американском BMI, и в немецком GEMA, они годами считают авторские отчисления.


Вслед за Россией украинские законотворцы предложили ввести налог на Интернет и кабельное телевидение в размере 1% от стоимости услуг ежемесячно. Более того, 5-процентным налогом планируется обложить стоимость прокатных свидетельств, входных билетов в театры и кинотеатры, а также цифровые носители (CD, DVD, Blu-ray и т.д.). Если соответствующий законопроект будет утвержден, то средства, полученные в ходе общегосударственного сбора, пойдут на финансирование театральных спектаклей, документальных и художественных фильмов.


Иосиф ПРИГОЖИН, продюсер:
– Мне хочется верить, что я тоже являюсь членом сообщества деятелей культуры и шоу-бизнеса. Но нас никто не спрашивал, никто не приглашал вступить в РСП. Будут ли участвовать в этом процессе артисты, с которыми я работаю, я пока не знаю. Но исключаю сразу тот вариант, что РСП создан для получения личной наживы. Никита Сергеевич – не голодный человек, он не нуждается ни в каких дополнительных средствах на жизнь. У него достаточно серьезный и экономический, и жизненный капитал, и связи, и многолетняя репутация. Скорее, это попытка найти средства и ресурсы для российского кинематографа, для появления каких-то новых творческих решений. Но я не знаю, как именно будет идти распределение полученных средств между авторами. Не могу сказать, что я долго думал над этим вопросом или переживал, поскольку я не являюсь производителем, человеком, который торгует этими магнитофонами, кассетами и всем остальным. Меня это, наверное, не заденет никак. Заплатить на 1% больше, купив айфон, айпад или какое-то другое записывающее средство… Не думаю, что лично меня это как-то ударит по карману. Но что из этого получится – покажет только время. Мне трудно сейчас давать хоть какую-то оценку этому союзу. Главное могу сказать: деятельность РСП не сможет существенно повлиять на ситуацию с пиратством в нашей стране. Разве от этого станут меньше выкладывать в Интернет музыку и кино? Должен быть жесткий закон со стороны государства, который регулировал бы этот вопрос таким образом: украл – сел в тюрьму. Потому что тот, кто крадет интеллектуальную собственность, должен сидеть в тюрьме. Если будет такой прецедент, то число пиратов значительно снизится.

Игорь БУТМАН, джазмен:
–Я не собираюсь вступать в РСП. От пиратства не страдаю, а страдаю от московских пробок. Вообще с пиратством надо бороться. У людей еще нет понимания того, что если пользуешься чьей-то интеллектуальной собственностью бесплатно, – то это плохо. Поэтому надо в первую очередь бороться с таким «халявным» мышлением. Не совсем понятно, как будут собирать этот процент, как будут распределять. Видимо, так же, как и РАО, которое собирает деньги с каждого концерта, а потом распределяет эти деньги. Кстати, я зарегистрирован в РАО, но пока никаких отчетов о моих финансовых вознаграждениях не получал, а вот с американского аналога РАО получаю постоянно вознаграждения за свое творчество. Но вернемся к «михалковскому налогу». Если собранные деньги можно будет использовать, если у людей, которые входят в РСП, есть четкий план внедрения этих денег, которые будут идти на дело, то 1% не такая уж большая потеря. Главное, чтобы эти средства эффективно работали на развитие российской культуры. Главное, чтобы деятельность организации, которая занимается сбором этих отчислений, была чистой и прозрачной и был виден результат.

"