Posted 26 декабря 2006,, 21:00

Published 26 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:44

Updated 8 марта, 08:44

Туда, где море огней

Туда, где море огней

26 декабря 2006, 21:00
На этой неделе в Москве стартовал Первый российский фестиваль света, который продлится вплоть до конца новогодних праздников. Произведения «мастеров светодизайна» разместились на Чистопрудном бульваре. Теперь старинные аллеи напоминают огромную, будто упавшую навзничь сверкающую елку, где каждое дерево переливается гир

Мода на световые шоу началась в Европе в 1930-е годы, когда художники вдруг обнаружили, что зрителей в кинотеатрах завораживает даже не сюжет фильма, а просто движущиеся световые пятна. «Отчего бы не перенести «световую живопись» на улицу?» – подумали они. Сказано – сделано. Однако плодами открытия на первых порах воспользовались коммерсанты, которые увидели в световых эффектах еще одну разновидность наружной рекламы. Параллельно свет осваивали владельцы ночных клубов. Особенно держатели казино в Лас-Вегасе, получившие лицензии на игровой бизнес в 1931 году. То, что для композитора Скрябина было откровением – светомузыка – для дискотек стало банальностью. Понадобилось еще полстолетия, чтобы художники – точнее, их более практичная разновидность, дизайнеры – отвоевали себе право на свет как искусство.

В 1980-е годы в европейских городах стали проводиться фестивали света. В Москве первые попытки устроить световое шоу были предприняты в 1997 году на 850-летие города: тогда львиную долю праздничного бюджета съел показ Жана-Мишеля Жарра на Воробьевых горах. Жарр, как известно, использует лазерные проекции, которые, во-первых, ограничены по цвету, во-вторых, слишком геометричны и просчитаны. После этого светодизайн шагнул сильно вперед. Здесь есть своя мода и свои корифеи. Так, например, авторитетным и зрелищным считается Праздник света в Лионе. Одна из звезд этого фестиваля, французский светодизайнер Пьер Сюртель, как раз этой осенью приезжал в Москву и устраивал шоу на территории фабрики «Красный Октябрь». Тут и стало понятно отличие картинок на фасадах от реального зрелища. Образы Сюртеля напоминали то кадры из немого кино, то игру узоров калейдоскопа, то чисто геометрические или архитектурные детали. Зрители забывали, где они находятся. Здания, на которые направлялась проекция, растворялись.

Современные светодизайнеры сегодня выступают не соратниками архитекторов, но, скорее, их соперниками. С помощью света можно создать чисто виртуальную среду (например, памятник или даже, как говорят профессионалы, еще один город поверх дневного). Так, в Америке уже получили распространение клубы, интерьер которых представляет собой пустые стены – зато каждый вечер с помощью света создается совершенно новая атмосфера.

Наконец, мода последнего времени – интерактивный дизайн. Это световые эффекты, в создании которых участвуют и сами горожане. В прошлом году в Стокгольме 72-метровый офис превратился в новую достопримечательность: каждый этаж светится своим светом. Более того – любой желающий, набрав определенный сотовый номер, может изменить цвет этажа – получился эдакий вечно переливающийся небоскреб-елка.

С более глубоким общественным подтекстом возвели башню два голландских архитектора в Детинхеме. Сооружение, очертаниями напоминающее поставленное на спицы человеческое сердце, каждый вечер меняет окраску – оно может быть красным, синим, желтым или зеленым. Дело в том, что каждый из цветов означает определенную эмоцию: красный – любовь, синий – счастье и благополучие, желтый – страх, зеленый – ненависть. Сама башня – не что иное, как барометр настроения горожан. Каждую неделю выбираются 50 добровольцев, живущих в разных концах города. В течение семи дней они отвечают на вопросы, посылаемые компьютером. Типа «Как дела на работе?» или более заковыристые формулировки. После этого ответы суммируются и выводится «общее настроение дня». Голландскую затею собираются перехватить в Сибири: в Томске активисты намерены возвести некий светящийся объект с многочисленными кнопками. Каждый желающий может подойти к башне и один раз нажать кнопку, соответствующую своим эмоциям. Эффект тот же – башня окрасится в настроения города. Именно так, по мнению знающих людей, можно будет демонстрировать властям свое отношение к происходящему в городе.

"