Posted 26 ноября 2014,, 21:00

Published 26 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:02

Updated 8 марта, 04:02

Шекспир на вырост

Шекспир на вырост

26 ноября 2014, 21:00
Польский режиссер Януш Юзефович, 14 лет назад приобщивший Россию к мюзиклам («Метро» в столичном Театре оперетты), поставил в питерском ДК Ленсовета музыкальное 3D-представление «Джульетта и Ромео». Действие происходит в недалеком будущем, причем постановщик видит его весьма мрачным: молодежь хулиганит, сквернословит и

Мюзиклы – это в первую очередь шоу, и в этом смысле просмотр спектакля в 3D-очках, конечно, привлекает зрителя: если к 3D-фильмам все уже привыкли, то «трехмерные» живые представления пока еще в диковинку. Собственно, с декорациями поработали на славу: иной раз снимаешь очки и видишь, как актер поет в пустую стену. Надеваешь – ан нет: парит над городом, усыпанным небоскребами.

Одного шекспировского персонажа – а именно Розалину, подругу Джульетты – Юзефович сделал вообще виртуальной: она периодически всплывает перед глазами зрителей в первой части, в нее влюблен Ромео, что вызывает насмешки у его друга Меркуцио (его, кстати, в первом составе играет рэпер Noize MC, написавший одну из песен к мюзиклу). В роли Розалины пан Юзефович снял свою соотечественницу Наташу Урбаньску, которая несколько лет назад прогремела на польском новогоднем телеогоньке с песней «Ласкового мая», причем на русском языке – тогда вся Польша плясала под «Белые розы». Ну а в роли Ромео выступает Александр Иванов – молодой победитель июньского телеконкурса «Пять звезд» в Ялте.

Если с эффектами получилось, безусловно, хорошо, то к содержанию появляются вопросы. Собственно, одно не могло не потянуть за собой другое: есть ощущение, что героев поселили в конец XXI века только для того, чтобы по полной программе использовать 3D-эффект. Ну, в самом деле, что можно показать трехмерного современному зрителю из XVI века?!

Попыток сохранить классическую канву сюжета особенно не делали. Здесь не столько Монтекки и Капулетти враждуют между собой, сколько отмороженная молодежь терроризирует город. Не верит режиссер в еще не родившееся поколение. Шуточки на грани, а иногда и за гранью фола: «Под лежачий камень вода не течет», – пытается сподвигнуть сверсников на секс-подвиги Тибальт. «А под какой течет?» – «Под стоячий».

Венчает картину падшего поколения то, что яд юным влюбленным достают драгдилеры. В итоге Ромео, например, умер от передозировки. Родителям некогда заниматься воспитанием: синьор Капулетти – олигарх, ведущий предвыборную кампанию и «крышующий» город. Как водится, все у него схвачено и куплено, включая медиа. В выражениях он не стесняется: дочь называет шлюхой.

Фантаст из Юзефовича вышел не сказать чтобы гениальный. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, что большое количество больших телевизоров – это явно не медиа будущего. Уж с учетом 3D можно было придумать что-то оригинальное, хотя бы напоминающее выходящие на рынок «интернет-очки» Google Glass. Еще более странным выглядит то, что богатейшее семейство Капулетти разговаривает по мобильным телефонам, которые приходится держать в руке. Сценаристы по этому поводу отшутились репликой про сорок пятый айфон.

Монах будущего – это человек, отказавшийся от Интернета. Именно таким предстает Лоренцо. Поэтому венчание происходит все-таки по старинке. В прочее время Лоренцо играет на гитаре в разрушенной церкви, которую нарисовали, конечно же, в 3D весьма масштабно.

Кстати, помимо 3D есть в мюзикле еще один спецэффект. Периодически идущий дождь – отнюдь не нарисованный, а вполне реальный: сверху на сцену капает вода, образуя к антракту внушительную лужу, в которой и работает балет. Для этого случая у зрителей первого ряда есть специальная прозрачная штора, которую можно поднять и защититься от брызг. Впрочем, они все равно неминуемо на тебя попадут.

Мюзиклы часто делают классическими. Закон жанра. Они хорошо продаются, и на них точно не стыдно прийти с детьми или родителями. «Джульетта и Ромео» – скорее, для тех, кто уже пресытился музыкально-театральными шоу и хочет посмотреть, как можно раздвинуть рамки жанра. В том, что режиссер-постановщик – первый в списке тех, кто пресытился и хочет раздвинуть эти рамки, – ничего удивительного. В конце концов мюзикл вообще редко претендует на глубокий смысл и на сильную драматургию. Поэтому девизом Юзефовича, возможно, был такой: упрощать классику – банально, а вот отойти в сторону и дать волю фантазии – в этом что-то есть.

"