Posted 26 октября 2014,, 21:00

Published 26 октября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:17

Updated 8 марта, 04:17

«Минувший век был непростым, но интересным»

«Минувший век был непростым, но интересным»

26 октября 2014, 21:00
Вековой юбилей Щукинского театрального училища долго не начинался. Праздник отмечали в минувший четверг на сцене Театра Вахтангова, однако в фойе, партере и на всех ярусах наблюдалась одинаковая картина: выпускники разных поколений делились друг с другом новостями и, казалось, не особо и ждали, когда погасят свет и отк

В зале Этуш и Ширвиндт, Лановой и Борисова, Райкин и Фокин, Рутберг и Аронова… Полный перечень звездных имен занял бы несколько страниц. И все равно этот список был бы не полон, ведь за сто лет вахтанговская школа подарила миру великих мастеров, в числе которых Юрий Любимов, Андрей Миронов, Ролан Быков, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Александр Кайдановский и многие другие.

Поэтому перед постановщиком праздника Владимиром Ивановым была труднейшая задача – с одной стороны, не забыть о гостях, а с другой, не превратить мероприятие в вечер воспоминаний. Но выход из положения нашелся довольно оригинальный: вечер сделали в жанре своеобразной экскурсии по выставке достижений нашего хозяйства. В роли главного экскурсовода выступил главный натуралист России Павел Любимцев, а его сопровождающими были зав. кафедрой режиссуры Михаил Борисов и педагог Анна Дубровская. Странички памяти перемежались с капустником, номера молодых щукинцев – с выступлениями звезд российской сцены…

Открывал вечер Евгений Князев, который к удивлению зала из уважаемого ректора вдруг превратился в «магистра всех возможных и невозможных парапсихологических наук, человека-легенду Вольфа Князинга (он же Князь Мессинг)». Заиграла таинственная музыка, и взъерошенный Князинг заговорил в стихах о своих феноменальных способностях: «Без напряженья, должен вам сказать: / Могу предметы я передвигать. / Удар меня не свел на днях едва, / Я посмотрел на расписание устало: / Речь передвинулась на место мастерства, / А мастерство на место танца встало. / Еще мой уникальный дар таков, / Что я везде вхожу без пропусков: / В любую дверь. / И что особенно приятно, / Без пропусков я выхожу обратно…»

Поэтический монолог загадочного ректора публика встречала аплодисментами: смех звучал после каждой реплики, поэтому к моменту, когда на сцену пригласили «ошибку студенческого набора» – Геннадия Хазанова, зал был уже разогрет до предела.

«Как сказал мудрец Коэльо, – начал Хазанов, – ничего в мире не бывает совершенно ошибочного. Даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время».

Он выдержал паузу, переждал аплодисменты и вонзил еще одну сатирическую иглу: «Поэтому никаких претензий к преподавательскому составу у меня нет». В зале снова смех и крики «браво». Хазанов продолжает: «В 1963 году на консультации один из преподавателей вынес для меня смертельный вердикт. Он написал: «Нет юмора и темперамента». Другими словами, меня смешали известно с чем. Кстати, однажды Ширвиндт мне сказал: лучше, когда тебя с этим смешивают, чем когда с этим путают. Честно говоря, я очень хотел бы сегодня попробовать еще раз прочесть басню или прозу. Но вижу во втором ряду выразительный взгляд Ширвиндта, который в 1964 году на прослушивании мне сказал: «Слушай, не примут тебя сюда. Есть такое место в Москве – Училище циркового и эстрадного искусства. Давай туда. Это такая компенсация для бездарных. Может, как-то там сложится». Дай бог ему здоровья, вот он сидит во втором ряду. Спасибо вам большое, что не взяли, а то… работал бы сейчас в драматическом театре и ждал бы гранта…»

И все же речь Хазанова не прошла бесследно. Когда через полчаса на сцену вышел Александр Ширвиндт, то первым делом произнес: «Сто лет наше училище учит студентов наблюдению, движению, пластике… А я сижу на вечере и вижу, что словом блестяще владеют только выпускники циркового училища».

Не обошлось и без самоиронии: «Этот юбилей какое-то радостно-грустное событие, – продолжил Ширвиндт. – Недавно мне исполнилось 80 лет, потом отметили 90-летие Театру сатиры, а сейчас 100 лет училищу. Поднабрал! Шутить совсем не хочется, но хочется вспомнить песню, которую мы ровно 60 лет назад сочинили про нашу альма-матер».

Здесь Александр Анатольевич замолчал, вспоминая слова. Из зала стали подсказывать, и он подытожил: «Мои старухи-однокурсницы помнят эту песню лучше меня – они дадут вам переписать. А если серьезно, я многое сделал в жизни, но по душе гордиться могу только училищем».

Под занавес над сценой появился большой экран, заиграли фанфары, как в предновогоднем обращении президента, но вместо президента страны в кадре возник художественный руководитель института Владимир Этуш.

«Через несколько минут мы шагнем из настоящего в будущее, – сказал он под громкие аплодисменты зала. Зрители уловили тонкую иронию в пародийно-чиновничьем обращении. – Минувший век был непростым, но интересным. Мы добились очень многого. Да практически всего, что мы на данный момент добились, мы добились за этот век. И еще большего добьемся в наступающем столетии. Поэтому встречаем его с надеждой. Давайте поблагодарим друг друга за понимание и помощь, за любовь и заботу. Желаю всем нам здоровья и счастья! С новым веком, щукинцы!»

Заиграла музыка, и щукинцы, прямо не выходя из зала Театра Вахтангова, дружно перешагнули в новый век.

"