Posted 26 сентября 2010,, 20:00

Published 26 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:42

Updated 8 марта, 06:42

Звуки в пустоте

Звуки в пустоте

26 сентября 2010, 20:00
На московский концерт Massive Attack пришло неприлично мало зрителей

То, что произошло в пятницу на московском концерте Massive Attack в ледовом дворце «Мегаспорт», логичным никак не назовешь. Великолепно звучащий коллектив выступал перед залом, заполненным лишь наполовину. Перед началом концерта обладатели билетов «скидывали» их за 50 процентов стоимости, а спекулянтов и вовсе простыл след. Да и вообще, на подъезде к «Мегаспорту» оживление отсутствовало настолько, что многих терзали сомнения: не перепутали ли они площадку или дату.

Ощущение вакуума в зале было критическим во время разогрева. Разогревом занималась милая девушка по имени Мартина Топли-Бёрд – своего рода «сателлит» Massive Attack, катающаяся с ними в туре уже не первый раз и немного смахивающая на Жанну Агузарову. Мартина со своим минимализмом органично вписывается в программу британцев на правах «прелюдии», единственное «но» заключалось опять-таки в пустом до безобразия зале в Москве. До абсурда это «вакуумное шоу» довел один из зрителей с дальнего (!) сектора, спокойно сказавший «Ай лав ю» и прекрасно услышанный вокалисткой, которая тяжко вздохнула и ответила: «Ай лав ю ту». От отчаяния девушка принялась зачитывать все русские фразы, которые организаторы написали ей заранее на бумажке: «Как дела», «Я не говорью по-русски, но я вас очень льюблью» и «У менья вышел новый альбом, можете купить его там» (мол, если уж радости никакой, так, может, хоть деньжат подбросят).

Вышедшие ближе к девяти (официальное начало в 19.00) главные герои вечера сразу же ударили своим плотным и насыщенным звуком в пику тому, что можно было услышать на разогреве. Ритм, бит и свет в унисон всему этому. Саунд у Massive Attack традиционно тяжелый и навороченный, но при этом очень мелодичный. Поклонники после концерта жаловались на звук, но, видимо, они не смотрели на этой же площадке концерты Roxette и Оззи Осборна.

Massive Attack – настоящая сборная команда, костяк которой составляют Роберт Дель Ная и Дэдди Джи. Вот и в этот раз они попеременно брали на себя функцию фронтмена. Впрочем, не только они. На вокальные партии выходили и женщины, в том числе та же Мартина, а мужское начало поддержал немолодой человек, издали почему-то напомнивший Деда Хасана. «Дед Хасан» исполнил пару песен и смешно приплясывал.

Публика реагировала вяло даже на такие композиции, как Invade Me и Mezzanine. Некоторое оживление наблюдалось на Teardrop – своего рода «электронной лирике». На песне Angel по экрану побежали русские слова «зловещий», «страх», «металлический», «шрамы голые», «провалился без сознания», которые, очевидно, были призваны усилить фирменную звуковую ауру, эдакое погружение, создающееся на любом концерте англичан. Наибольшие овации вызвали первые ноты композиции Inertia Creeps. Танцпартер наконец принялся если не приплясывать, то по крайней мере переминаться с ноги на ногу (что для музыки Massive Attack вполне нормально: приплясывать на них и правда тяжело – чай не Верка Сердючка).

На следующей песне (Safe From Harm) слова сменились строчками – заголовками из газет. Фраза «Алена Водонаева снялась голой во время беременности» не оставила сомнения, что газеты отечественные и «желтые», а тирады «У Валерия Меладзе новая подруга» и что-то про Медведева и полицию, что к тому же и свежие.

Впрочем, если заголовки подобрали не прошлогодние, то сама по себе программа (и даже эта «фишка» с заголовками) – уже не очень свежая. Massive Attack приезжали в Москву меньше года назад и на этот раз ничего принципиально нового сообщить публике не смогли. Тот факт, что команда подобралась талантливая, умеющая генерировать отличные мелодии и звуковые сочетания, поклонники знают уже по меньшей мере лет 15. При этом если прошлой осенью их привезли на клубную площадку, теперь выпустили на стадион. А это так же нелогично, как пускать электричку на короткое расстояние сразу следом за электричкой в соседнюю область.

На «бисах» у Massive Attack началось некое подобие джем-сейшена. Женский вокал на Unfinished Sympathy чем-то напоминал джазовый. Вокалистка издавала умопомрачительные по силе и энергетике звуки. И даже если они кому-то напомнили звуки взлетающего самолета, то взлетающего плавно.

Дэдди Джи напоследок «сделал» Мартину по части русского языка. «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», – невозмутимо прочитал он по бумажке. Смысла в этом было не больше, чем в том, что Алена Водонаева снялась голой во время беременности. Но в каждом шоу, особенно при полупустом зале, должно быть хоть какое-то разнообразие и оживление.

"