Posted 26 сентября 2007,, 20:00

Published 26 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:41

Updated 8 марта, 08:41

Папа и суицид

Папа и суицид

26 сентября 2007, 20:00
Фестиваль «Киношок-2007», завершившийся во вторник в Анапе, вновь подтвердил точность своего названия. И глава нынешнего жюри писатель Юрий Поляков не был голословным, когда подчеркивал, что его судейская команда постарается отметить неординарные фильмы. Отдельные из картин-лауреатов действительно требовали крепких зри

В «большом» конкурсе лидировали прибалты. Не зря название фестиваля в этом году видоизменилось (теперь «Киношок» – «Открытый фестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии»). Год назад победила эстонская картина. Этим летом главный приз «Золотая лоза» присужден картине литовского классика Альгимантаса Пуйпы «Заклинание греха». По словам Юрия Полякова, «в основе этого фильма лежат хорошая литература, разработанный характер, серьезная филологическая работа».

Фильм Пуйпы действительно выделялся из всей программы полнометражного конкурса: европейская «картинка», стильность, неоднозначность характеров, сексуально-психологический контекст. В основе сценария – скандальный бестселлер «Ведьма и дождь» писательницы Юрги Иванаускайте. Женщина-психоаналитик, спасающая пациентов ценой собственного рассудка, юная журналистка, обратившаяся к ней за помощью, сидящий в дурдоме муж журналистки, священник-любовник – в общем, полный набор для «шокирующего» фестиваля. При этом плотная атмосфера затягивающего морока и депрессивный общий камертон вызывают в памяти другой образец женской психологической прозы – незабвенную «Пианистку», снятую по повести Эльфриды Елинек.

Приз за лучшую режиссуру получил автор латышской «Монотонности» Юрис Поскус. Его дебютная картина о провинциалке в большом городе уже была отмечена в конкурсе «Перспективы» на последнем Московском кинофестивале. Вопреки названию картина не страдает отсутствием ритма, здесь актеры свободны в импровизации, и ее даже называли латышской «Догмой». Другая картина из Латвии, «Заложник» Лайлы Пакалныня, удостоена приза за лучшую операторскую работу – его получил Арко Окк.

С обладателем Гран-при перекликается по нерву эстонская психодрама с элементами экзистенциальной трагедии – «Магнус». Дебютная работа Кадри Кыусаар (сценарий ее же), снятая в копродукции с Великобританией, удостоена Специального диплома жюри с формулировкой – «За остроту постановки и провокативность нравственной проблематики». Это первый независимый эстонский фильм, снятый без государственного финансирования и запрещенный к показу в Эстонии за чрезмерное сходство с жизнью прототипов, был показан в этом году в каннской официальной программе. Картина эта вызвала, пожалуй, самые ожесточенные споры на «Киношоке». Кто-то счел слишком декоративной историю о маниакальной страсти к суициду. Другие увидели здесь параллели с классической лентой Франсуа Трюффо «400 ударов». Здесь тоже ребенку не хватило любви. Магнус с рождения страдает тяжелым заболеванием легких. Суицидальные наклонности не покидают парня и тогда, когда основное заболевание уже удалось излечить. Он продолжает свои странные игры со смертью, на которые наконец-то обращает внимание отец – толстый торговец живым товаром, увлеченный сексом, алкоголем и наркотиками. Этими-то средствами родитель и предлагает в конечном итоге сыну спасаться от мрачных мыслей. Отцовско-сыновние отношения в результате выруливают в драму отчуждения, над которой отчетливо витает тень Антониони. Фигура парня, растворяющегося в лесу (в метафорическом смысле), навсегда утерянного для отца, не оставляет для зрителя никакого просвета. Думается, потому жюри и выдало свой спецприз картине, сгустившей проблему отцов и детей до апокалиптического градуса.

«Лоскутное одеяло» любимца «Киношока» Рустема Абдрашева, асоциальная чувственная кинозарисовка из жизни казахской глубинки, отмечена призом за лучший сценарий – Ермеку Турсунову. Что в общем-то удивительно, так как именно в драматургическом отношении картина не выдерживает никакой критики.

Лучшими актерами «Киношока» стали Марина Полицеймако (драма «У реки», Украина) и Назим Туляходжаев («Юрта», Узбекистан). Прекрасная театральная актриса Марина Полицеймако, которую мало кто знает в кино, в фильме Евы Нейман приводит свою 90-летнюю героиню, полубезумную бывшую аристократку, к высотам трагедии. Фильм «У реки» также получил диплом Гильдии киноведов и кинокритиков.

ДРУГИЕ ЛАУРЕАТЫ «КИНОШОКА»

Конкурс «Кино без кинопленки»
Главный приз – «Мать» (Павел Костомаров и Антон Катин, Россия), дипломы – «Рыжая и снег», (Амет Магомедов, Россия), «Пять вариаций» (Ило Гонти, Грузия).

Конкурс «Шорт-Шок»
Главный приз Международного жюри – «Рыба» (Александр Котт, Россия), дипломы – «Тася» (Роман Артемьев, Россия), «Фуга», (Галина Мызникова и Сергей Проворов, Россия). Главный приз жюри российских продюсеров – «Таксист» (Роман Бондарчук, Украина).

Приз кинопрессы – «Мать» (Павел Костомаров и Антон Катин, Россия)

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон» – «Таксист» (Роман Бондарчук, Украина)

«КиноМалыШок»
Главный приз – «Одиннадцать писем к Богу» (Аким Салбиев, Россия). Приз за лучшую роль девочки – Алла Юганова в картине «Тайна сибирской княжны», (Владимир Грамматиков, Россия). Приз за лучшую роль мальчика – Дане Лукумбо в картине «Внук Гагарина» (Андрей Панин и Тамара Владимирцева, Россия)

Конкурс «ТВ-шок»
Первый приз – «Рифмуется с любовью» (Александр Ефремов, Белоруссия)

"