Posted 26 августа 2012,, 20:00

Published 26 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:25

Updated 8 марта, 05:25

Садовое товарищество

Садовое товарищество

26 августа 2012, 20:00
Завершился XV «Джаз в саду Эрмитаж». Это фестиваль-феномен: год от года собирает все больше публики, предлагая при этом хорошую музыку, которую трудно назвать попсовой или коммерческой.

Все привыкли к тому, что толпы ломятся на джаз/блюз-фестивали под открытым небом – не только в Москву, но и в ближнее Подмосковье. Люди приходят не столько для того, чтобы ознакомиться с новейшими течениями мировой прогрессивной импровизационной музыки, сколько для того, чтобы провести время на природе под настоящую музыку, в которой нет ни оглушительных диссонансов, ни многозначительных «наворотов», ни попсовой пошлости.

В этом смысле пятнадцатый «Джаз в саду Эрмитаж» удался, несмотря на то что в пятницу (фестиваль обычно проходит весь уикенд последней недели августа) пришло не слишком много народу из-за то и дело неприятно моросящего дождя. Но в субботу погода чудесным образом исправилась, народу набралось больше, и установилась, как во все прошедшие годы, позитивная атмосфера.

Три дня, дюжина участников. Одним словом, было, из чего выбирать. Профиль фестиваля – настоящий, по преимуществу акустический джаз. Скорее в американской традиции. Такое кредо давным-давно избрал организатор фестиваля Михаил Грин.

Фото: ВЛАДИМИР КОРОБИЦЫН

Один из гвоздей программы, польский саксофонист Хенрик Миськевич, выступил вчера. Его Henryk Miskiewicz Full Drive прошел с полным драйвом и вызвал интерес, поскольку у наших джаз-фанов отношение к джаз-полякам трепетное. При коммунистах – если верить старшим коллегам – им было можно то, чего нашим нельзя. При этом музыкальная информация от них поступала лучше, чем из-за «железного занавеса»: поляки знакомили наших с тенденциями, так что визит очередного польского самородка – это здорово.

Кульминацией же первого дня стал самородок американский. Пианист Джордж Коллиган в свои сорок с небольшим переиграл в огромном количестве составов со звездами, мэтрами и просто хорошими людьми. Выпустил энное количество сольных альбомов. Он уже выступал в Эрмитаже несколько лет назад, но тогда играл на клавишах. В этот раз – полностью акустическое трио, с московским барабанщиком Евгением Рябым. Музыку играли, по счастью, оригинальную, авторскую. Плюс джаз-версию Livin’ for the City Стиви Уандера. Его песни джазмены вообще любят – потому что в них напевные мелодии сочетаются со сложной гармонией. В этот раз, кстати, Коллиган-мультиинструменталист еще и на трубе сыграл. «Это карманная труба, но она ничем не отличается от обычной. Только размером!» – успокоил он публику. Коллиган ухитрился освоить фортепиано (здесь он просто мастер), трубу и барабаны. До такой степени, что даже преподает все три инструмента. И считает, что джазмен-мультиинструменталист – норма жизни. «Главное – не как ты играешь, а как ты мыслишь и чувствуешь. Главное – быть не виртуозом, главное – быть художником. Я играю на рояле, как на трубе. Когда я играю на трубе, то думаю о барабанном рисунке, а когда сижу за ударной установкой, то думаю о фортепианных гармониях!»

Еще один многостаночник – американец немецкого происхождения Хендрик Меркенс – владеет и вибрафоном, и губной гармоникой. В сопровождении коллектива, которым руководит пианист Алексей Подымкин, Меркенс исполнил оригинальные вещи и – совершенно неожиданно – «Темную ночь».

Наконец, самый золотой гвоздь программы – коллектив под названием Opus 5. Почти все участники его хорошо известны нам, поскольку играли в России с сольными проектами. А двое – так вообще из России. Итак, проект Opus 5 – солисты Mingus Big Band: Дейв Кикоски, Алекс Сипягин, Борис Козлов, Шеймус Блейк, Доналд Эдвардс. Их сет начался сурово: с жесткого барабанного бита Эдвардса. Народ, между прочим, начал прихлопывать. Потом, понятно, в бит этот вплелись сочный шероховатый тенор-саксофон Блейка (в чьих партиях можно каждую ноту не то что расслышать, а руками потрогать), чистая скоростная труба Сипягина, романтично-агрессивное фоно Кикоски. Эдвардс и Козлов обеспечивали глубокий подвижный «грув». В общем, это была истинная радость для любителей современного джаза!

"