Posted 26 августа 2007,, 20:00

Published 26 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:36

Updated 8 марта, 08:36

Мультяшный Апокалипсис

Мультяшный Апокалипсис

26 августа 2007, 20:00
В российской столице продолжается Фестиваль экспериментальной анимации и медиаискусства Linoleum. Свои работы представили наиболее авангардные аниматоры из Италии, Франции, Великобритании, Австрии, России. Мультфильмы получились совсем не детскими и очень социальными. Апокалипсис, предсказывают аниматоры, уже не за гор

Камера швейцарской художницы Пипелотти Рист, скользя поперек обнаженных тел, являла нам обобщенный образ сексуальности «вне размышлений за или против порнографии». Австрийка Бади Минк пугала женщиной с меховым языком – это была ее попытка вычислить разницу между человеком и животным, красавицей и чудовищем, дикостью и культурой. Виргил Видрих удивил смелыми экспериментами: вырезав 65 тыс. кадров из 300 голливудских лент, наклеил их на бумажные модельки и заставил сыграть Fast Film. Получилась любопытная картина об истории американского кино. Украшением фестиваля стала и другая его работа – «настоящий копировальный фильм» Copy Shop, который поразил воображение критиков и зрителей своим «неимоверным» сюжетом. Дело в том, что главный герой ленты умудрился размножиться и заполнить собственными копиями весь мир. Эта работа заслужила 34 международные награды и даже номинировалась на «Оскар».

Гордостью организаторов стало участие в программе всемирно известного британского музыканта Робина Римбода (он же Сканер). На фестивале Сканер показал аудиовизуальный перфоманс «52 Пространства», посвященный 90-летию режиссера Микеланджело Антониони. Взяв за музыкальную основу саундтрек из классического фильма «Затмение», Римбод попытался создать новый образ Рима: картинка с итальянским мегаполисом, смешиваясь со звуками города, обернулась сюрреалистическим слайд-шоу, знаменующим начало конца.

Мрачными образами цунами, хаоса, всепоглощающего океана, ночи пропитана и анимация парижской продюсерской компании Autour de Minuit. Парижане привезли огромную коллекцию мультфильмов, произведенных в Хорватии, Великобритании, Бразилии, Швеции, Франции. В ней авторы разрушали Барселону (фильм «Обрас»), глумились над Америкой и ее претензиями на мировое господство («Империя»), отстаивали право каждого на индивидуальность и свой путь (OMR: The Way We Have Chosen). Источником для размышления могло стать все, что угодно: здание муниципалитета в Мексике, построенное в 1923 году, книга Тома Гоббса «Левиафан» 1961 года выпуска, строчка из песни «Битлз» Happiness is a Warm Gun или пиксельный мирок старой компьютерной игры про дочь Ирода Саломею. Источник вдохновения не так уж важен. Гораздо важнее, на что способны сила вашего воображения и умение отыскивать в скачущих картинках смысл.

Российские режиссеры Борис Казаков и Георгий Барабанов отдувались на фестивале за всю отечественную анимацию. Они показали одиннадцать работ, в том числе первый совместный фильм «Птенцы моря», сделанный еще в 1996 году. Этот жутковатый мультик выполнен в технике Лена Лая: изображение нарисовано и нацарапано поверх пленки, на которой видны документальные кадры фильма 70-х годов. Сочетание самое пугающее: реальных советских детей одолевают анимационные змеи, монстры, крокодилы, а вокруг роем носятся самолеты, ракеты, пароходы, и победа здесь явно не на стороне людей.

Впрочем, пессимизм и нарастающая апокалипсическая тревога – фирменный знак «Линолеума», да и всего, что сегодня зовется современным искусством. Какой мир, такие и мультфильмы. Неумение видеть, по мнению художников, когда-нибудь может стать фатальным.

"