Posted 26 июля 2007,, 20:00
Published 26 июля 2007,, 20:00
Modified 8 марта, 08:28
Updated 8 марта, 08:28
Долгие годы столичные театры благополучно закрывались в конце апреля – начале мая, открывались в сентябре – ноябре. Труппы отправлялись на гастроли, а зрительные залы простаивали в ожидании их возвращения. Победивший капитализм привел к тому, что театры просто не могут себе позволить долгие паузы и простои сцены. Московские театры теперь закрываются не раньше июня, а открыться норовят уже в июле. А в отсутствии основных коллективов театральные сцены заполняют гастролеры. Однако интенсивная эксплуатация сценических площадок летом выявила неожиданную проблему: практически все московские театры плохо кондиционированы. Нередко прямо во время действия идет шевеление в зале: кого-то, потерявшего сознание, понесли по проходу. Зрители размахивают веерами и программками, запасаются бутылками ледяной воды, стараются снять с себя все, что позволяет приличие и немного сверх того. Сильно декольтированные дамы в театральном фойе – это не дань традиции и моде, а настоятельная необходимость. Но все «домашние» средства работают плохо.
По понятной закономерности, чем лучше спектакль, тем больше желающих его посмотреть. Чем больше желающих, тем больше приставных мест в зале. Чем больше приставных мест, тем более душно. На премьере «Русского варенья» в Театре «Школа современной пьесы» зал был набит до отказа, все проходы были заставлены стульями. И руководитель театра принял решение включить кондиционеры. В результате в антракте забастовали актеры: из-за шума работающих кондиционеров они не слышали друг друга.
Душно в залах «Ленкома», традиционно заполненных публикой. В антракте «Города миллионеров» респектабельная пара поругалась из-за того, что жена все-таки настаивала досмотреть спектакль, а распаренный красный муж объяснял, что практически терял сознания от духоты, и не только то, что происходит на сцене, но и кто сидит рядом, – видел в тумане.
Любопытно, но именно театр стал первым публичным местом, где испытывали только что изобретенный кондиционер. В 1903 году в городском театре Кёльна был установлен первый кондиционер. И у всех приезжающих в город гостей появилась традиция непременно посетить этот театр и лично ощутить приятный холодок, которым веяло в зрительном зале и в театральном фойе. Век спустя мы можем только позавидовать этим счастливцам. У нас мечта о кондиционированных театрах пока остается мечтой.
Только во вновь отстроенных или всерьез отреставрированных зданиях (в Александринском театре, в филиале Большого театра, в Et Cetera) система охлаждения сделана по сегодняшним стандартам. Обещает наладить прохладу в МХТ Олег Табаков, когда начнется плановая реконструкция зала, и тогда, может быть, иностранные артисты прекратят падать в обмороки от жары на сцене.
Платя все более ощутимые суммы за билеты, мы пока не можем рассчитывать даже на минимальный комфорт в зрительном зале. Единственный совет, который можно дать театралам: ждите прохладных месяцев. А если тяга к искусству сильнее страха духоты, то выбирайте откровенные туалеты, вооружайтесь веерами и собственной системой охлаждения. Видимо, что-то изменится, когда в рекламе спектаклей появится заманчивое обещание: за качество сценической продукции не отвечаем, но прохладу в зале гарантируем!
Христофор ЧУССИ, администратор «Ленкома»:
– Около трех часов дня мы включаем все кондиционеры, чтобы охладить зал и сцену. Правда, на спектакле «Юнона» и «Авось» у нас всегда жарко, потому что дополнительной декорацией является дым, который заполняет зрительный зал, и чтобы кондиционеры его не раздували, мы их отключаем. В любом случае у нас на каждом спектакле дежурят два врача.
Георгий МАКРИДИ, заместитель директора по эксплуатации спектаклей «Школы современной пьесы»:
– Мы проветриваем зал перед спектаклями: у нас есть система кондиционеров и вентиляторов, а во время спектакля открываем двери. На случай, если кому-то станет плохо из зрителей, у дежурного администратора есть аптечка, а для актеров – у костюмера.
Дмитрий ШАРОВ, администратор «Современника»:
– Прохладу мы стараемся создавать, включая с самого утра охлаждающую систему. Но обычно к концу спектакля становится очень жарко, и это действительно проблема, решение которой зависит от директора. На случай, если кому-то нужна медицинская помощь, на спектаклях всегда дежурят два врача, а если уже совсем серьезно – рядом с нами находится поликлиника, иногда приходится вызывать помощь оттуда.
Алексей ПОРАЙ-КОШИЦ, первый заместитель директора – художественного руководителя МХТ им. Чехова:
– У нас сепаратная система кондиционеров стоит на сцене и в зале. Наши кондиционеры могут справляться с температурой в 28 градусов. Этими вопросами занимается специальная служба, которая с самого утра делает все возможное для охлаждения помещения. Также у нас всегда дежурят врачи, есть своя небольшая медсанчасть. Кстати, этим летом мы заменим все воздуховоды. Кондиционеры мы стараемся закупать качественные, чтобы работали бесшумно и не мешали актерам.
Опрос подготовила Евгения ДРОЗДОВА