Posted 26 июня 2013,, 20:00

Published 26 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:55

Updated 8 марта, 04:55

От Депардье до Депардье

От Депардье до Депардье

26 июня 2013, 20:00
Пока конкурсная рутина ММКФ идет своим чередом, синефилы прорываются на новинки Канн или Берлинале, наслаждаются классикой (в ретроспективе «Почти весь Бертолуччи» вы не увидите только «Конформиста»), смотрят кино о Вуди Аллене и открывают для себя крепкую кинематографию Голландии. В честь Года Нидерландов в России ММК

В программе «Вокруг света» показали искусствоведческий триллер от Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» с Джеффри Рашем в главной роли, достаточно формалистскую экранизацию одноименного романа Бориса Виана «Пена дней» с Одри Тоту и Роменом Дюри, осуществленную Мишелем Гондри. Пока в российских СМИ привычно мусолят любую так называемую новость про Жерара Депардье (дабы громче прозвучал фильм закрытия «Распутин»), фестиваль продемонстрировал романтическую драму «Утренняя звезда», посвященную памяти Депардье-младшего. Безвременно ушедший (в возрасте 37 лет) Гийом Депардье – незаживающая рана для французского кино. Режиссер Софи Блонди пригласила в свою картину Дени Лавана, Игги Попа (он здесь выступает как сюрреалистический персонаж Тень, помимо того, что он обеспечил фильму саундтрек), Чеки Карио и Наташу Ренье. История любви и утраты в бродячем цирке шапито, где грустному клоуну (Лаван) не справиться со злодеем –директором цирка, щемяще печальна. Черно-белые фрагменты перемежаются со снятыми в цвете, на месте Элиота, клоуна, легко представить Гийома Депардье. По атмосфере, по антуражу это – его история. История нереализованного таланта, недопетой песни, «недолюбленной» любви.

В «Малых голландцах» самая нашумевшая картина – «Темная кровь» от корифея режиссуры Джорджа Слейзера (позавчера ему исполнился 81 год). Режиссер лично, в инвалидной коляске (!), объездил с этим фильмом, судьба которого требует отдельного «кино о кино», полмира. И до Москвы добрался.

В 1993-м съемки картины были прерваны в связи с гибелью Ривера Финикса – звезды поколения «Х», а отснятый материал двадцать лет лежал в сейфе страховой компании и едва не был уничтожен. Джордж Слейзер выкрал пленку, восстановил картину и теперь сам возит ее по фестивалям мира.

Трагикомедия «Дефлорация Эвы Ван Энд» от 30-летнего Михила Тен Хорна – это такое «Счастье» по-голландски. Диалогами и поведением персонажей фильм и вправду напоминает ранние опусы американского режиссера из «независимых» – Тодда Солондза, его же «Счастье». Устоявшийся быт и налаженную жизнь семейства Ван Энд нарушает приезд (по программе школьного обмена) нордического красавца Файта из Германии. Он состоит из одних достоинств. Он провоцирует и интригует. Юная Эва комплексует и теряет дар речи в его присутствии, смущена мать семейства, отец начинает совершать нелепые для клерка на фабрике по производству фрикаделек вещи. И лишь один из братьев Эвы люто ненавидит немца… «Дефлорация» – фильм о вечном: о дефиците любви, о изживании института семьи, о том, что нет ничего такого, что можно противопоставить пресловутой семейной ячейке, где один за всех и все за одного.

Во внеконкурсной программе документального кино «Свободная мысль» показали фильм Роберта Б.Уайде «Вуди Аллен». Биографическая картина о знаменитом манхэттенском невротике оборачивается увлекательным экскурсом в былой Нью-Йорк, каким мы его не знали. Редкие кадры, архивные съемки. Как начиналась карьера стенд-ап комика. Репризы Вуди Аллена в многочисленных ток-шоу, его боксирование с кенгуру, его мама, его музыка и его женщины. Говорят о Вуди и легендарный кинокритик Леонард Молтин, и Мартин Скорсезе, и продюсеры, и Дайана Китон. Причем с нежностью необыкновенной. Вуди ненавидел школу, и это ощущение физически передается с экрана, когда он стоит у соответствующего заведения. Когда он стал работать с новой музой, Мией Фэрроу, то действительно открыл в ней те грани, о которых ни тузы кинопроизводства, ни зрители-фанаты и не подозревали. Редкий случай поучительно-занимательного рассказа о живом классике.

Тем временем на деловой площадке ММКФ Moscow Business Square в первый день прошла презентация проектов Форума копродукций. На форум в этом году поступило 150 заявок, из которых отобрано 25 полнометражных проектов (18 игровых и 7 документальных) из России, Италии, Китая, Грузии, Сербии, Нидерландов, Украины, Армении, Великобритании, Франции и Германии. Среди представленных проектов такие, как «Пиковая дама» Павла Лунгина, «Светлый ветер» Андрея Тарковского-младшего, «Ночник» по сказке Андерсена «Оле-Лукойе» Валерии Гай Германики, «От смерти до утра» Дмитрия Мамули, «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя.

"