Рус
Eng

От Депардье до Депардье

От Депардье до Депардье

От Депардье до Депардье

27 июня 2013, 00:00
Культура
ОКСАНА ГАВРЮШЕНКО
Пока конкурсная рутина ММКФ идет своим чередом, синефилы прорываются на новинки Канн или Берлинале, наслаждаются классикой (в ретроспективе «Почти весь Бертолуччи» вы не увидите только «Конформиста»), смотрят кино о Вуди Аллене и открывают для себя крепкую кинематографию Голландии. В честь Года Нидерландов в России ММК

В программе «Вокруг света» показали искусствоведческий триллер от Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» с Джеффри Рашем в главной роли, достаточно формалистскую экранизацию одноименного романа Бориса Виана «Пена дней» с Одри Тоту и Роменом Дюри, осуществленную Мишелем Гондри. Пока в российских СМИ привычно мусолят любую так называемую новость про Жерара Депардье (дабы громче прозвучал фильм закрытия «Распутин»), фестиваль продемонстрировал романтическую драму «Утренняя звезда», посвященную памяти Депардье-младшего. Безвременно ушедший (в возрасте 37 лет) Гийом Депардье – незаживающая рана для французского кино. Режиссер Софи Блонди пригласила в свою картину Дени Лавана, Игги Попа (он здесь выступает как сюрреалистический персонаж Тень, помимо того, что он обеспечил фильму саундтрек), Чеки Карио и Наташу Ренье. История любви и утраты в бродячем цирке шапито, где грустному клоуну (Лаван) не справиться со злодеем –директором цирка, щемяще печальна. Черно-белые фрагменты перемежаются со снятыми в цвете, на месте Элиота, клоуна, легко представить Гийома Депардье. По атмосфере, по антуражу это – его история. История нереализованного таланта, недопетой песни, «недолюбленной» любви.

В «Малых голландцах» самая нашумевшая картина – «Темная кровь» от корифея режиссуры Джорджа Слейзера (позавчера ему исполнился 81 год). Режиссер лично, в инвалидной коляске (!), объездил с этим фильмом, судьба которого требует отдельного «кино о кино», полмира. И до Москвы добрался.

В 1993-м съемки картины были прерваны в связи с гибелью Ривера Финикса – звезды поколения «Х», а отснятый материал двадцать лет лежал в сейфе страховой компании и едва не был уничтожен. Джордж Слейзер выкрал пленку, восстановил картину и теперь сам возит ее по фестивалям мира.

Трагикомедия «Дефлорация Эвы Ван Энд» от 30-летнего Михила Тен Хорна – это такое «Счастье» по-голландски. Диалогами и поведением персонажей фильм и вправду напоминает ранние опусы американского режиссера из «независимых» – Тодда Солондза, его же «Счастье». Устоявшийся быт и налаженную жизнь семейства Ван Энд нарушает приезд (по программе школьного обмена) нордического красавца Файта из Германии. Он состоит из одних достоинств. Он провоцирует и интригует. Юная Эва комплексует и теряет дар речи в его присутствии, смущена мать семейства, отец начинает совершать нелепые для клерка на фабрике по производству фрикаделек вещи. И лишь один из братьев Эвы люто ненавидит немца… «Дефлорация» – фильм о вечном: о дефиците любви, о изживании института семьи, о том, что нет ничего такого, что можно противопоставить пресловутой семейной ячейке, где один за всех и все за одного.

Во внеконкурсной программе документального кино «Свободная мысль» показали фильм Роберта Б.Уайде «Вуди Аллен». Биографическая картина о знаменитом манхэттенском невротике оборачивается увлекательным экскурсом в былой Нью-Йорк, каким мы его не знали. Редкие кадры, архивные съемки. Как начиналась карьера стенд-ап комика. Репризы Вуди Аллена в многочисленных ток-шоу, его боксирование с кенгуру, его мама, его музыка и его женщины. Говорят о Вуди и легендарный кинокритик Леонард Молтин, и Мартин Скорсезе, и продюсеры, и Дайана Китон. Причем с нежностью необыкновенной. Вуди ненавидел школу, и это ощущение физически передается с экрана, когда он стоит у соответствующего заведения. Когда он стал работать с новой музой, Мией Фэрроу, то действительно открыл в ней те грани, о которых ни тузы кинопроизводства, ни зрители-фанаты и не подозревали. Редкий случай поучительно-занимательного рассказа о живом классике.

Тем временем на деловой площадке ММКФ Moscow Business Square в первый день прошла презентация проектов Форума копродукций. На форум в этом году поступило 150 заявок, из которых отобрано 25 полнометражных проектов (18 игровых и 7 документальных) из России, Италии, Китая, Грузии, Сербии, Нидерландов, Украины, Армении, Великобритании, Франции и Германии. Среди представленных проектов такие, как «Пиковая дама» Павла Лунгина, «Светлый ветер» Андрея Тарковского-младшего, «Ночник» по сказке Андерсена «Оле-Лукойе» Валерии Гай Германики, «От смерти до утра» Дмитрия Мамули, «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter