Posted 26 июня 2007,, 20:00

Published 26 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:42

Updated 8 марта, 08:42

Светлана Тома: «Я считаю свою профессию миссией»

Светлана Тома: «Я считаю свою профессию миссией»

26 июня 2007, 20:00
Для актрисы Светланы Томы картина Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» стала знаковой в карьере. В 1976 году этот фильм смотрела вся страна, и, несмотря на то, что с тех пор Тома снялась в десятках картин, ее помнят и любят именно за роль цыганки. Наш корреспондент Веста Боровикова взяла у актрисы юбилейное интервью.

– Судьба подарила вам встречу с большим художником – Эмилем Лотяну. Легко ли было существовать с ним рядом, понимать его? Каково было его влияние на вас не только в профессиональном, но и в человеческом плане?

– Эмиль Владимирович был очень сложным человеком. В нем было так много всевозможных граней, которые могли бы стать отдельными темами. Что касается отношений, творческих и человеческих, то в какой-то степени я являюсь его творением. Я встретилась с ним, когда мне было 18 лет. Он открывал передо мной этот мир, и его мироощущение находило отклик в моей душе. Если бы этого отклика не было, он бы прекратил общение. Потому что в самом начале наших отношений ведущим был он. А я была ведомой. И в зависимости от того, насколько женщины отзывались на те энергии, которые он генерировал, возникала та или иная продолжительность его взаимоотношений с ними. Нужно было быть созвучной женскому образу, созданному им.

– Женские образы Лотяну – художественное открытие, они предельно ясны и в то же время непостижимы. В чем их загадка и в чем их суть, как вы считаете?

– Безусловно, в его воображении существовал некий образ женщины. И все его фильмы – это история женщины. Женщины, которую он предлагал миру, говоря: «Посмотрите, как она прекрасна, сложна, таинственна». Женщина Лотяну всегда была на пьедестале. Он нашел вечный тип женщины. И чабанка Иоанна, и балерина Анна Павлова, и цыганка Радда по сути своей сотканы из одного материала. По чистоте, по восприятию мира, по преданности, по внутренней свободе, по накалу чувств они все едины. И тождественен в них тот сплав их абсолютной внутренней свободы и преданности тем мужчинам, с которыми их сводит судьба. Этот конфликт внутренней абсолютной свободы и обжигающих чувств и дает тот невероятный характер, те невероятные судьбы, о которых поведал Лотяну.

– Далеко не каждый мужчина может вызвать такие чувства, и уж тем более далеко не каждый может их выдержать…

– Вы знаете, понятие «счастье» – это отдельная тема, я не очень понимаю это слово… Каждая история развивается по-своему. Выдерживают, но как? Можно, выдержав, сгореть. Можно, выдержав, пропасть. Можно, выдержав, обрести счастье. Жизнь посылала мне совершенно потрясающих, уникальных людей, которые продолжали открывать для меня мир.

– В этом отчасти и состоит ваша профессия…

– Я считаю мою профессию миссией. И пусть это пафосно звучит. Но тебе дана возможность открывать в душах людей некие клапаны, чтобы она, душа человека, становилась богаче, чище, лучше. Чтобы люди чаще смотрели на небо и на звезды. Человеку необходимо очищение, чтобы он мог дальше плыть по реке жизни. Для того чтобы произошло это очищение, человека надо окунать в другие сферы, дать ему понять, что гармония возможна. Я имела счастье соприкасаться с теми, кто нес и несет с собой эту гармонию.

– Кто эти люди?

– Бог дал мне возможность работать с такими артистами, как Иннокентий Смоктуновский, Павел Кадочников, Алексей Баталов, Олег Янковский, Маргарита Терехова и, конечно, Эмиль Лотяну. Это люди удивительно тонких вибраций, которым дано настраивать наши души на эту гармонию, а ее нам так часто не хватает в жизни.

"