Posted 26 мая 2015,, 21:00

Published 26 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:22

Updated 8 марта, 02:22

Территория свободы

Территория свободы

26 мая 2015, 21:00
В понедельник в Киноклубе «Эльдар» состоялся «Живой выпуск» журнала «Театрал» – ставшая традиционной встреча лауреатов премии «Звезда Театрала» с читателями журнала и газеты «Новые Известия». Вечер носил говорящее название «Театр вопреки…», и его звездные участники – Марк Захаров, Валентин Гафт, Максим Матвеев, Екатери

В условиях, когда государство снова начинает вторгаться в художественное пространство, когда по цензурным соображениям снимаются спектакли, когда в обществе появляются экстремистские группы, выражающие хулиганскими акциями свое недовольство тем или иным театральным коллективом, во времена общественной смуты театру необходимо сплотиться в отстаивании права художника на творчество. «Театр вопреки» стал главной темой «живого номера» «Театрала» и звездного вечера, организованного журналом и газетой «Новые Известия».

Главным проблемным материалом «живого номера» журнала стало выступление художественного руководителя Ленкома Марка Захарова (лауреата премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены»). Самый ироничный и остроумный режиссер нашего времени начал свою речь с рассказа о том, как пьяненький зритель Ленкома подарил ему главный девиз жизни. Тихий и сильно выпивший мужичок сидел в первом ряду, но его решили не трогать, поскольку вел себя корректно. Однако в драматической сцене, когда артист начал стыдить партнеров и угрожать им полицией: «Я буду жаловаться, я сейчас милицию вызову!!!» – тихий зритель вдруг встрепенулся, и на весь зал Ленкома раздалось его укоряющее: «А тебе это надо?!» Марк Захаров продолжил: «Получив приглашение выступить на вечере «Театр вопреки…», я спросил себя: «А тебе это надо?» И понял, что надо. И вот я здесь».

Долгие годы, несмотря на давление цензуры, на смену политических режимов, смену художественных вкусов и приоритетов, Ленком остается самым популярным театром столицы – и кому как не его руководителю знать главные секреты «театра вопреки». Режиссер, всю жизнь преодолевавший рогатки цензуры (его спектакли снимали после громких премьер или годами не выпускали к зрителю), Марк Захаров разработал свою тактику борьбы с цензурой. «Каждый спектакль проходил с очень большим трудом, – поделился со зрителями Марк Анатольевич. – Правда, я научился потом немножко хитрить и как-то взаимодействовать с цензурным аппаратом. Этому научил меня Сергей Юткевич в студенческом театре. Когда обсуждали спектакль студенческого театра «Дракон», у парткома МГУ было много претензий, но Юткевич сказал: «Ну что вы, это же сказка. Это сказка. Давайте возьмем «Красную Шапочку» – а почему красная?..» И я понял, что это такая режиссерская демагогия, которой надо овладеть. Мне казалось, что я ею овладел. А еще я всегда записывал все, что мне говорил цензурный аппарат. Какие бы глупости он мне ни говорил. Я всегда записывал, потом ничего не менял в спектакле и снова показывал. Мне говорили: «Вот видите, стало гораздо лучше. Потому что записывали».

Максим Матвеев раскрылся для зрителей в новом амплуа.

Сейчас маэстро с тревогой ловит симптомы того, что в наше общество возвращается атмосфера его фильма «Убить дракона» – со спертым страхами воздухом и нескрываемой агрессией. «Когда ко входу в МХТ подбросили окровавленную свиную голову, это уже было такое воинственное средневековье, чего, конечно, я, например, не ожидал. Это постыдное явление. Но дай Бог, чтобы это не получило какое-то дальнейшее развитие. Ибо очень быстро, вы знаете, солидарность и объединение могут переродиться. А потом появляются какие-то профашистские, фашистские поползновения. Вот это страшно. Это надо распознавать. И с этим надо бороться», – уверен худрук Ленкома.

Когда на постановщика «Тангейзера» Тимофея Кулябина завели уголовное дело, Марк Анатольевич предложил ему что-нибудь поставить на сцене Ленкома. А в своей последней премьере «Вальпургиева ночь», выбирая между угрозами нового закона, запрещающего нецензурную лексику, и верностью автору, выбрал сторону Венички Ерофеева и свободного русского хлесткого словца.

Актер Максим Матвеев рассказал о том, как начинался проект «Доктор Клоун», получивший в 2014 году премию «Звезда Театрала» в номинации «Лучший социальный проект»: «Мы случайно попали в отделение. Однажды позвонили моему мастеру и спросили, не могут ли его студенты что-нибудь подготовить для детей. Собралась инициативная группа, в которую входили я, моя первая супруга Яна Сексте, и как-то понеслось… Нас попросили прийти к маленькой девочке, которая лежит в больнице с трахеостомой, буквально лицом к стенке, не встает, не реагирует на родителей. И мы, не имея никакого опыта «клоунирования», пошли в магазин, купили первые попавшиеся костюмы, придумали сценарий, нацепили носы и пришли к этой девочке. Через 40 минут она водила нас по всему отделению и помогала нам посвящать остальных детей в клоуны. С тех пор мы стали делать такие визиты регулярно. Потом мы узнали, что в Москве есть и другие люди, которые практикуют подобные «выходы», мы объединились, и родилась организация «Доктор Клоун», впоследствии – фонд».

Тему театра, существующего вопреки страхам, вопреки смерти, вопреки равнодушию, продолжила Екатерина Гусева – лауреат премии «Звезда Театрала» за «Лучший музыкальный спектакль». Актриса рассказала о своем участии в благотворительном проекте «Поколение Маугли» Константина Хабенского.

Алена Яковлева благодарит Валентина Гафта за прекрасные стихи.

Главным же «подвалом» «живого журнала», тем материалом номера, благодаря которому его хранят годы и десятилетия, стало поэтическое выступление Валентина Гафта. Невероятный артист, он известен в театральном мире своими разящими наповал эпиграммами. В этот раз Валентин Гафт прочитал на память своим благодарным поклонникам, собравшимся в «Эльдаре», большой отрывок из своей стихотворной пьесы «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», где Иосиф Виссарионович Сталин пытается попросить прощения у Бога. А еще Валентин Иосифович поделился с аудиторией своими новыми лирическими и философскими стихами-миниатюрами.

Хищный клюв не прячут судьи,
Кровь заклеванных – во мгле.
Умирая, стонут люди,
Ищут Бога на земле.
Мир, как будто одурманенный:
Видя мерзости, молчит.
Ночью нервный, утром каменный,
Редко правду говорит.
Я молюсь, прошу прощения
За невольные грехи,
И в молитву о спасении
Превращаются стихи.

Звездных гостей в театрализованной редакции «живого журнала» принимали главный редактор «Новых Известий» и «Театрала» Валерий Яков и его сокурсница по журфаку МГУ, а ныне народная артистка Алена Яковлева.

Часть средств от «Звездного вечера» «Театрала» будет направлена в помощь прекрасной актрисе Людмиле Ивановой (знаменитой Шуре из «Служебного романа»). Людмила Ивановна не смогла сама приехать на эту встречу, но специально записала для зрителей видеообращение, в котором напомнила о том, что писатели остаются в своих книгах, художники – в своих полотнах. Актеры же остаются в благодарной памяти зрителей вопреки разрушительному действию времени.



Вечер прошел при поддержке Правительства Москвы
Большое спасибо партнерам "Звездного вечера":
Радиостанциям "Радио России", "Россия-Культура"
Компании «Конфаэль» - кондитерской фабрике уникальных шоколадных подарков из какао-бобов высшего сорта
Флористической компании Ольги Мухаметовой
Компании «Mart Candy» и Маргарите Дубовой - директору магазина карамельных конфет ручной работы премиум класса «Карамельное настроение»
Компании «Родник». Минеральные воды Чехии - курорт у Вас дома
Выражаем особенную признательность cценическим партнерам «Звездного вечера» - Лике Рулле, Дмитрию Бикбаеву, группе SHOO, Артуру Назиуллину, ансамблю барабанщиц «Виват, Россия!», LIGHT TRIO MUSIC в составе: Артур Назиуллин (кларнет), Владимир Седов (фортепиано), Арсений Чубачин (виолончель)
Особая благодарность Эльдару Александровичу Рязанову, Эмме Валериановне Абайдуллиной и, конечно, всем сотрудникам Киноклуба «Эльдар».
"