Рус
Eng
«В нем таится космос»

«В нем таится космос»

27 мая 2014, 00:00
Культура
Мария МИХАЙЛОВА
В Московском доме кино проходит выставка работ «Зримый облик незримого мира». В год 80-летия Дома кино кинематогра-фисты особенно тщательно отбирают, что включить в программу. Предложение поучаствовать в юбилейных мероприятиях принял известный художник Николай Эстис (на фото), живущий сейчас в Германии.

Почему выбор остановился на работах именно этого художника, «НИ» объяснил открывавший выставку режиссер Борис Грачевский: «Николай Эстис – удивительный, очень глубокий и тонкий, непохожий ни на кого художник. Это особенно дорого сегодня, когда все на кого-то чем-то похожи. Его стиль невозможно спутать, его всегда можно узнать. Каждый раз, подходя к его работам, ты открываешь какие-то новые обертона, которых не хватало тебе для созерцания собственного смысла жизни. Так глубоко трогают его картины. Они настолько многогранны, что их практически невозможно описать. Это надо видеть, причем желательно «живьем»: встать около картины и почувствовать, какая от нее идет колоссальная энергия. Я с творчеством Николая знаком очень давно, и для меня он стоит на отдельной ступени от всего и от всех. Этот грустный, невысокого роста человек с большими грустными глазами, с огромной душой, которая во много раз больше его самого. Это душа человека, несущего радость и добро».

Можно сказать, что Николай Эстис всю жизнь продолжает писать свои несколько серий – «Башни», «Птицы», «Фигуры», «Ангелы». И каждая новая работа так или иначе попадает в одну из них. «Если человеку нужны слова для восприятия, пусть он их находит сам. Я не даю работам названий. Наш материал – краска и все, что можно выразить цветом, пластикой, композицией», – говорит Николай Александрович.

Его часто называют абстракционистом, но сам художник с этим определением не согласен, хотя и не спорит. Он уверен: не его это дело раздавать искусствоведческие ярлыки. «По номинальным признакам перед нами, конечно же, абстракционизм, – говорит о работах Эстиса писатель и критик Лев Анненский. – То есть, во-первых, художник игнорирует классическую перспективу, всецело разрабатывая плоскость, и, во-вторых, он игнорирует классическое «содержание», то есть ничего не «изображает». Он мыслит пятнами, колерами, плотностями, ритмами. Но неизъяснимым образом его рука, обитающая в нашем реальном мире, в нашем неотвратимом социуме, выстраивает пятна на плоскости так, что вы эту перспективу видите. Он не хочет привязывать свои полотна к содержательным сюжетам. Он полагает, что это – личное дело зрителей. Зритель воспринимает то, к чему готов. Дело мастера – дать ему поле. Разрыхлить непроницаемое. Он говорит: вот хаос мира, но в нем таится космос».

«Чтобы сделать что-то настоящее, художник должен быть внутренне абсолютно свободен и открыт, – сказал Николай Эстис «НИ». – Любая литературная, историческая или рациональная заданность убивает эту свободу. Поэтому мне очень близки слова Лорки из письма к другу «о поэзии открытого вдохновения». Я всегда пытался, во всяком случае, в лучшие минуты, оказаться в таком состоянии открытости. Часто мне помогали в этом любимые стихи, их ритм и музыка. Пластика звука помогает мне создавать пластику цвета и формы».

Николай Эстис родился в Москве в 1937 году. В 1958 году окончил Московское художественно-графическое училище. Начиная с 1960-х годов, состоялось более 70 персональных выставок художника в России и за рубежом. С 1996 года художник живет и работает в Гамбурге. Работы Николая Эстиса находятся в частных собраниях и музеях многих стран мира, в частности, Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, , в коллекции Георгия Костаки (Салоники), в Американской академии искусств и наук (Кембридж).

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter