Posted 26 мая 2013,, 20:00

Published 26 мая 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:12

Updated 8 марта, 05:12

Параллельный выбор

Параллельный выбор

26 мая 2013, 20:00
Подведены итоги Каннского фестиваля не только в основном конкурсе, но и в параллельных программах. Самая представительная из них называется «Особый взгляд». Ее формируют те же отборщики, что и конкурсную, но «Особый взгляд» отличается большей интимностью и субъективизмом. Здесь нет диктата больших имен и крупных компан

Программа «Особый взгляд» никогда не становится заложником формата. Сюда пригласили, например, картину филиппинского режиссера Лава Диаса «Север, конец истории», длящуюся 4 часа 10 минут. Сюжет таков: человек отбывает срок в тюрьме, в то время как настоящий убийца остается на свободе, любовный треугольник в картине тоже присутствует. Однако интерес этого кино в другом – в подробном рассматривании фрагментов жизни, в долгих разговорах, в которых интеллигенция изливает свои рефлексии по поводу трудной истории страны.

И в этой мозаике жюри во главе с известным датским режиссером Томасом Винтербергом выбрало своих фаворитов. Причем предпочло наградить кинематографистов так называемых экзотических или, скажем по-другому, проблемных стран – вероятно, найдя их работы более живыми как тематически, так и стилистически.

Главный приз программы «Особый взгляд» достался камбоджийскому фильму «Отсутствующая картинка». Режиссер Рити Панх посвятил его поискам фотодокументов о массовых убийствах во времена правления в стране красных кхмеров. Была проведена серьезная работа, однако, и это предсказуемо, найти ничего не удалось – ни в старых газетах, ни в архивах: все было или отцензурировано, или уничтожено. Поняв, что «картинка отсутствует», режиссер создал свою собственную, используя разнообразные техники современного кино. Получилась фантастическая, сконструированная, но оттого не менее пугающая хроника геноцида.

Приз жюри присужден палестинскому фильму «Омар» режиссера Хану Абу-Ассада. Его герой Омар, рискуя жизнью, часто пересекает границу, чтобы навестить свою тайную любовь Надю. Но на самом деле у него есть другая важная миссия: он боец сопротивления, что, в конце кон цов, делает его пленником военной полиции. Политическая и частная истории в фильме сплетены в тугой узел саспенса и страстей. Награждена также мексиканская лента «Золотая клетка» Диего Квемады-Диеса – о группе подростков, пытающихся нелегально перебраться из Гватемалы в США.

Единственный европейский фильм, отмеченный в «Особом взгляде», – «Чужак на озере» француза Алена Жиради: ему присужден приз за лучшую режиссуру. Лента действительно довольно изысканна и атмосферна: все действие происходит на красивом озере, где молодые и не очень молодые люди отдыхают на лоне природы, а заодно подыскивают себе партнеров для секса. Главный герой, однажды задержавшись дольше обычного на этом специфическом пляже, становится свидетелем убийства. Вместо того чтобы сообщить в полицию, а самому бежать подальше от этого места, он заводит близкие отношения с убийцей. В этой картине есть намек на некие философские глубины, которые символизирует таинственная глубина озера, однако внимание публики держат не они, а интрижки, происходящие на берегу и показанные с обескураживающей откровенностью.

Короткометражный фильм «Come and Play» Дарьи Беловой награжден призом «Недели критики».

Кто устал от изысков современного кино, тот всегда может обратиться в Каннах к совершенной простоте классики. Каждый день здесь показывали старые ленты – то «Клеопатру», то «Красавицу и чудовище», то «Семейный портрет в интерьере», то «Последнего императора», то «Королеву Марго». Были и «Шербурские зонтики»: их представляли перед публикой Аньес Варда и Матье Деми – вдова и сын режиссера Жака Деми. А Клаудиа Кардинале специально приехала, чтобы выступить перед показом фильма «Гоха», где она впервые появилась на экране 55 лет назад (под именем Клаудиа Кардинал) вместе с Омаром Шарифом. И, несмотря на насыщенность новых программ, ретроспективные показы пользовались огромным спросом. В этом году публики было даже больше, чем обычно: на улице дул холодный ветер, шли дожди, и народ с утра до вечера грелся в кинозалах.

Российских картин ни в «Особом взгляде», ни в основном конкурсе не было. Так что единственным участником официальной программы (секция Cinefondation) стал молодой режиссер Евгений Бяло с короткометражкой «Норма жизни». А вот другая параллельная программа – «Неделя критики» – оказалась открытой для российских фильмов, которых было сразу два – большой и маленький.

Большой называется «Майор» и поставлен режиссеров Юрием Быковым. Бывший актер, он сам играет в нем главную роль. Это – экстремально жесткая картина, затрагивающая горячие точки современной российской жизни. Импульс этому замыслу дал чудовищный инцидент с майором Евсюковым, устроившим пальбу в публичном месте с человеческими жертвами. Не реконструируя эту ситуацию буквально, режиссер воспроизвел моральную атмосферу, в которой возможно то, что происходит в картине с майором полиции, сбивающим ребенка на глазах у матери и делающим все, чтобы избегнуть возмездия.

Что касается короткометражного фильма из «Недели критики», он называется «Come and Play» и снят Дарьей Беловой, нашей соотечественницей, выучившейся в Берлинской киношколе. Там, в Берлине, она и сняла свое кино, которое получилось своеобразным, наследующим подзабытые многими традиции поэтической школы, в частности фильмов Андрея Тарковского. Здесь нет никакой подражательности, а переклички с классикой – с «Ивановым детством» – сознательны. И еще Белова умело использовала такой феномен, как память места. Юный герой картины – мальчик из русской иммигрантской семьи, живущий в Берлине, одном из самых мирных и спокойных мегаполисов Европы. Пока мать готовит обед, он бежит в парк поиграть в войну. И вдруг местность начинает обрастать призраками прошлого. Они приходят из когда-то виденных фильмов, из военной хроники, которая прочно осела в подсознании даже тех, кто никогда не нюхал пороха. Постепенно игра превращается в настоящую войну, которая, оказывается, из наших душ никогда не уходила. Маленький фильм стал визитной карточкой нового интересного режиссера. Неудивительно, что именно эта картина награждена призом «Недели критики».

"