Posted 26 мая 2005,, 20:00

Published 26 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Золотая клетка

Золотая клетка

26 мая 2005, 20:00
Секьюрити на концерте – всегда помеха для зрителя. «Люди в черном» то и дело одергивают активных поклонников: запрещают вставать, дарить артистам цветы и включать зажигалки. «Новые Известия» решили выяснить, насколько оправданны те или иные действия сотрудников служб безопасности и какие права есть у зрителя, пришедшег

Непонимание между зрителем и охранником возникает потому, что у публики и службы безопасности прямо противоположные задачи. Первые пришли получать большой эмоциональный заряд, вторым важно не допустить эксцессов. «Люди в черном» – сотрудники частных охранных предприятий. В столице действуют несколько ЧОПов, специализирующихся на охране зрелищных развлекательных мероприятий. Любая вовремя не пресеченная выходка кого-либо из зрителей может нанести непоправимый ущерб репутации ЧОПа. Впрочем, степень свободы зрителей на концерте определяют не охранники, а собственно артисты. С музыкантом или его представителем перед концертом разговаривает руководитель службы безопасности. Артист высказывает свои пожелания относительно собственной безопасности (например, подпускать или нет к его телу поклонников с цветами). Если музыканты не оговорили заранее этот момент, поклонников к ним не пропустят, как бы они ни рвались.

Не стоит думать, что такие вещи, как выход артиста к зрителям – импровизированное следствие удачного концерта. Такие «экспромты» в обязательном порядке оговариваются с охраной. Секьюрити уже знают, что, например, Николай Басков или Валерий Леонтьев непременно выходят к публике «собирать цветы». И для охраны их вояж – настоящая головная боль. Секьюрити признаются, что не готовы на сто процентов обеспечить артисту безопасность при «полном контакте» с поклонниками. Выход «в массы» таит в себе немало неожиданностей. Так, Николай Басков на прошлогоднем «Славянском базаре» оступился на лестнице и рухнул вместе с бесчисленными букетами, получив серьезную травму.

Но настоящим шоком для службы безопасности являются прыжки кумиров в разгоряченную толпу. Здесь вообще все зависит от самих музыкантов, которых толпа зачастую бывает готова в прямом смысле слова порвать на сувениры. Тем не менее на подвиги решаются иной раз не только безбашенные панк-рокеры. Недавно Илья Лагутенко по собственной инициативе оказался в центре танцевального партера спорткомплекса «Олимпийский». Когда он прорвался к спасительной служебной зоне, то выглядел изрядно потрепанным. Тяжело пришлось и «фабрикантам». На одном из недавних концертов в Таллине кто-то из телезвезд крикнул: «Идите все ко мне, мы вас хотим». Количества «отбойников» и охраны не хватило, чтобы сдержать толпу, и лишь по счастливой случайности выходка артиста обошлась без жертв.

Больше всего охранные структуры не любят Земфиру. Девушка вообще не считает своим долгом общаться с охраной, полагая, что заграждений между ней и поклонниками не требуется. В частных беседах охранники жалуются, что Земфира за кулисами не всегда пребывает в адекватном состоянии, а «хождение в народ» считает необходимым. Столь трогательная взаимная нелюбовь певицы и ее телохранителей приводит иногда к неприятным инцидентам, таким, как, например, несколько лет назад в Якутске. Около 20 человек пострадали в давке, когда певица решила, что местный футбольный стадион «Туймаада» – слишком большое пространство. Тогда Земфира прямо в микрофон попросила милицию разрешить людям выйти с трибун на футбольное поле. Милицейской отмашки разгоряченная молодежь ждать не стала... Однако Земфира продолжает и сегодня работать «на грани фола». Охрана не устает убеждать артистов, что идти в народ можно лишь в плотном кольце телохранителей. Певцу Михею когда-то в Екатеринбурге банально дали в глаз. Во время концерта он подошел к одной из зрительниц, поцеловал ее, а рядом стоящий бойфренд отреагировал на эти вольности. Возможно, ревнивому молодому человеку сейчас стыдно, ведь Михея уже нет с нами (умер он, конечно, не от того удара в глаз).

Внушительного вида охранник в образе «шкафа» далеко не всегда уверен в собственной правоте по отношению к зрителю. Пообщавшись с несколькими представителями охранных структур и организаторами концертов, «Новые Известия» пришли к выводу, что во многих случаях секьюрити сам решает, где пройдет граница дозволенного. Так, к примеру, руководитель одного из ЧОПов заявил «НИ», что любой фанат может встать со своего места и, не выходя в проход, пританцовывать. На деле же, если такого рода «подтанцовка» происходит на первых двух-трех песнях, охранник наверняка вас усадит на место. Просто для того, чтобы лично ему было меньше головной боли. В данной ситуации ваше демонстративное неподчинение, скорее всего, умерит его пыл. Однако в другой ситуации (например, когда вы перемещаетесь по залу) секьюрити применит все методы воздействия на вас.

Фанатов, рвущихся к артистам, могут остановить только секьюрити.

Чем ближе финал концерта, тем более «добрыми» становятся «мужчины в черном». С определенного момента добрая половина зала может куролесить прямо в проходах, максимально приближаясь к сцене. По мнению служб охраны, чем больше «неуставного» просмотра допускать в начале, тем больше угроза неконтролируемого развития событий в конце. К тому же они бы и рады усадить весь зал, но сделать это просто не в состоянии.

Да и площадка площадке рознь. Например, в Кремле или «России» охрана всегда старается создать обстановку, близкую к классическому концерту, когда даже шуршание фантиком является вопиющим нарушением порядка. В то же время в ДК Горбунова атмосфера куда демократичнее. Здесь на таких командах, как «Алиса» и «Гражданская оборона», или на панк-фестивалях охрана занимается исключительно тем, что ловит забравшихся на сцену разгоряченных фанатов и швыряет их обратно в толпу. О том, чтобы заставить всех зрителей погасить зажигалки, нет и речи.

Представители частных охранных предприятий – не более чем уполномоченные организаторами концерта люди, обладающие внушительным видом. Максимум, что они могут сделать, – задержать вас и передать в руки сотрудников милиции. Иногда, особенно в регионах, бывают ситуации, когда секьюрити реагирует на желание зрителя пообщаться с артистом неадекватно и применяет физическую силу. Это считается верхом непрофессионализма, и за любое необоснованное применение силы начальство устроит охраннику нагоняй, а может и уволить. Обычно наиболее серьезные конфликты происходят не на самом концерте, а на этапе прохода через оцепление. Здесь главные проблемы возникают по большей части не с рядовыми зрителями, а с... депутатами и сотрудниками милиции из числа рядовых. Обе категории, особенно будучи «подшофе», не прочь продемонстрировать свою крутизну в виде корочки. Охранники могут подозвать старшего по званию представителя МВД и попросить разобраться в ситуации, однако в случае с депутатами делать это бесполезно, поэтому в основном приходится выслушивать оскорбления в свой адрес. После этого оплеванный и оскорбленный охранник может отыграться на рядовом посетителе концерта.

«Обычным» посетителям важно помнить, что зрелищное мероприятие – услуга, которую ему оказывают. И если вы не были предупреждены, что, к примеру, не можете пользоваться в зале зажигалками, любые требования в ваш адрес погасить их будут незаконными. Правила поведения на концерте должны быть прописаны в билете. Их следует внимательно прочитать хотя бы для того, чтобы знать свои права. И, конечно, не следует забывать, что, кроме этих правил, никто не отменял, к примеру, Уголовный кодекс.

Зрителю стоит помнить, что концерт – это риск, и служба охраны сделает все, чтобы домой вы вернулись целыми и невредимыми. В то же время и охранникам нельзя забывать простую истину – именно зрители в конечном счете платят ЧОПам свои деньги и вправе рассчитывать на понимание.

"