Posted 27 апреля 2019, 09:55
Published 27 апреля 2019, 09:55
Modified 7 марта, 16:12
Updated 7 марта, 16:12
Сергей Алиханов
Наталия Елизарова родилась в подмосковной Кашире. Окончила Московскую Академию предпринимательства при Правительстве Москвы и Литературный Институт им. Горького. Стихи публиковались в журналах: «Нева», «Юность», «Урал», «День и ночь», «Зинзивер», «Бельские просторы», «Homo Legens», «Интерпоэзия», публикуются на многих Сетевых ресурсах. Автор поэтических сборников: «Осколок сна», «Черта» (на сербском, болгарском и русском языках), «Страна бумажных человечков». Стихи переведены на английский, сербский, болгарский, немецкий, польский, румынский, венгерский языки. Творчество отмечено премиями: «Анны Ахматовой», журнала «Юность», «Поэзия в парках». Член Союза писателей Москвы.
Лирика Наталии Елизаровой звучит внутренним монологом и, конечно, обращена к самой себе. Но неожиданным образом, ощущения автора вдруг становятся потоком твоей собственной - читательской! внутренней речи. Художественное воздействие на читателя за счёт звуковой выразительности стиха построено поэтом на традициях реалистической эстетики и, кажется, на звуковой палитре Серебряного века.
И в то же время все подтексты сложной поэтики Елизаровой совершенно современны - как и слайд-шоу её Творческого вечера -
Даже исторические сюжеты, известные только по русским летописям - интонационно вдруг оживают, и кажутся трагическими событиями чуть ли ни сегодняшнего дня:
В доме булки делали с лебедой,
Пахло гарью, въевшеюся бедой.
Мчали кони — чашки падали со стола,
И горели мертвым золотом купола.
Бесы вились, бесы чуяли: будет бой,
Мчались ратью половцы на разбой.
На реке на Стугне да быть беде —
Князь при темном береге пал в воде.
Не сразу сообразишь, что по отсчёту внешнего, реального, времени в отличии от внутреннего, поэтического, прошло, может быть, тысяча лет, но какие события случились раньше, а какие - позже, услышишь по второстепенным реалиям стиха:
Резво к обрыву вперед слетала,
сочно по спицам трава хлестала,
ветер в лицо, и дыханья мало,
ноги скользят в росе.
Ты на лету привстаёшь с сиденья
и напрягаешь ещё колени.
«Вот вам, плететесь там еле-еле!»
Ты одолела всех.
Что же сидишь на полу босая?
Вздрагиваешь, если вдруг басами
гукает радио: будет саммит,
кризис, развал, дефолт...
Любовь слушателей на недавнем Творческом вечере светилась на лицах всех присутствующих - презентации сборника Наталии Елизаровой «Страна бумажных человечков» - видеофильм:
Читательское обожание вполне может быть объяснимо исключительно утонченным ощущением, что поэзия Елизаровой - есть последняя защита, и единственная охранная грамота ранимого, беззащитного мира, пусть и со следами мёртвых железных дорог под кривым мостом, в дальнейшем существовании которого уже ни у кого нет уверенности:
Где и правым, и левым – одна стезя,
от дебатов выспренных проку нет,
где не любят прямо смотреть в глаза
и прокурена тень тенет.
Отчего же на старом, кривом мосту
каждый раз замедляешь свои дела,
снизу – рельсы, ползущие в пустоту, —
в те края, где сажа бела.
Будет безмерно и невыразимо жаль навсегда потерять этот прекрасный мир!
Поэт Геннадий Калашников пишет: «Наталия Елизарова умеет говорить просто о сложном, ничего не упрощая и бесстрашно принимая действительность во всей ее полноте. Её стихи настолько искренни и точны, что выдерживают любую «прозаическую нагрузку», оставаясь стихами. Ей не надо прятаться в придуманные грёзы и романтические туманности, она мечтает, чтобы «хватило сил выйти из этой сказки к себе домой». «Домой – к настоящим словам и чувствам».
Корифей отечественной поэзии Кирилл Ковальджи сказал: «Мир Наташи Елизаровой — не побоюсь этого слова — положительный, или, как теперь говорят, позитивный. То есть это мир настоящей женщины, ибо именно женщине изначально присуще стремление к любви и пониманию. А жизнь, она полна боли, разлада, несовершенства. Поэзия для Наташи — упорное стремление преодолеть внутреннюю и внешнюю дисгармонию.
Новый сборник ее стихотворений — цельный, убедительный, достоверный. Поэтичность, образность, музыкальность — достоинства стихотворений этой книги. Это своего рода лирический дневник-исповедь. Известно, что поэт — талант, личность, судьба. Талант у Наташи несомненный, из стихов вырастает умная, добрая, чутко чувствующая людей и природу женщина, несколько интровертная. Судьба же — не в нашей власти (разве только отчасти), она еще впереди»!
И вот впереди только стихи:
1.
И думаешь, что любишь, а потом
Мучительно хватаешь воздух ртом
И забываешь все, что раньше было:
Так не скулила, словарей не жгла,
Ты до него и вправду не жила,
Ты до него и вправду не любила.
2.
И был тот день предпраздничным на вкус:
Река и лес, и солнечный арбуз
В жару холодный — ели мы руками.
А праздник — он вполне обычный день,
Мы разошлись, как тени на воде
По городу, что истирает камни.
3.
А город сер, и он страданьем сыт,
В твой тихий дом, в твой неуютный быт
Заглянет город равнодушным оком
Как у других: фиалки на окне,
На полках пыль, а в вазочке на дне
Лежит давно огрызок одиноко.
* * *
Я спрячусь от осени, не дам ей себя оплакать.
Стоят вдалеке скамейки без горожан.
Старушка гуляет с внучкою, и собака
Стоит чуть поодаль, от холода хвост поджав.
Старушек-то было трое, но только эта
От них отличалась ярко-рыжим пальто
и темно-бордовой ягодкою берета,
Но только писала я вроде бы не о том...
И дедушка с палочкой тихо идет по скверу,
И ветер осенний лезет за воротник.
И я принимаю слово «развод» на веру,
Как будто бы фразу, вычитанную из книг.
Кашире...
* * *
Отшелуши мою кожу, речной песок,
От неродного, лишнего, наносного.
Берег, как в сказке — не низок и не высок:
Родина, капище и бытия основа.
С древних времен, от дьяковских городищ
Вехи свои считаешь и воды полнишь.
То от татар кочующих оградишь,
То от фашистов, после — беды не помнишь.
Новые весны новый влекут разлив,
Снова твои поля в васильковой сини.
Солнечным бликом Успенский собор горит,
Вишни цветут и яблони — с новой силой.
И ни Иван II, ни Абдул-Латиф,
Чей венценосный дракон на гербе чернеет,
Сонмы пожаров, набеги, чума и тиф
Нет, не сломали тебя, не сломили тебя, вернее.
* * *
Не доехав в Печоры и до Соловков,
Не стяжав чужой и лихой судьбы,
Гладишь ветер ладонью — он был таков,
А вокруг ристалище — общий быт.
И покуда ближний, подняв копье,
Все окрест глазеет, куда вонзить,
Ты тревожный воздух глотками пьешь
Между сменой лютых постылых зим.
Это — Русь, это — светлое место, где
Между тьмою и сумраком — узкий лаз,
Где и ветер воет в трубе — к беде,
Где так яростен свет для глаз.
Где усталость — не повод «не быть в строю»,
Где о счастье: «слышали, где-то есть»,
Равноценно, что плюшевый кот-баюн
Вдруг заглянет на кухню, попросит есть.
Где и правым, и левым — одна стезя,
От дебатов выспренних проку нет,
Где не любят прямо смотреть в глаза
И прокурена тень тенет.
Отчего же на старом, кривом мосту
Каждый раз замедляешь свои дела,
Снизу рельсы, ползущие в пустоту, —
В те края, где сажа бела.
* * *
Ложью ты не спасешься от нелюбви,
Но и со всею правдой в чаду не выстоять.
Кликай, аукай, наощупь иди, зови,
Ноги сбивая о тверди тупые выступы.
Тело израня, выберешься жива.
О, оболочка, в ней тишина звенящая.
И облечешь безликость свою в слова,
Веруя только в прошлое, в настоящее
Не допуская мысли о том, что свет,
Лившийся в сердце, волосы и ладони, —
Это всего лишь люстра, а солнца нет.
Солнце — это иллюзия тех, что кроме.
* * *
Я молю тебя: пожалуйста, приезжай
Обними и ласково назови
Ты не помнишь имени моего, а жаль,
Жалость — откровение нелюбви.
Ни одно такси не отвозит меня к тебе,
Ни один бульвар ни ведет — искажен маршрут.
Линии на руке — вопреки судьбе —
Тоже уводят в сторону, ложный труд
Здесь пытаться найти знамения и причин,
Укорить, уколоть, уведомить, угадать.
Лишь количество долгих дней и на лбу морщин
Может — лишить, а может и даровать.
* * *
В доме булки делали с лебедой,
Пахло гарью, въевшеюся бедой.
Мчали кони – чашки падали со стола,
И горели мертвым золотом купола.
Год который – засуха, недород,
Покосило язвою весь народ.
Бесы вились, бесы чуяли: будет бой,
Мчались ратью половцы на разбой.
На реке на Стугне да быть беде –
Князь при темном береге пал в воде.
Вздулась речка паводью, канул он,
В водах старца-инока слышен стон.
Говорил: вода возьмет, все одно,
Затянуло юношу вязко дно.
Плач стоял в селениях и домах,
Тосковал в Чернигове Мономах.
* * *
Посмотри на небо, оно отекло от слез.
У тебя в стеклянных глазах ни одной слезы.
Если даже не вместе, это не значит «врозь»,
Если дождь всю неделю, то ждешь все равно грозы.
По кому ударит? Кому утонуть в дожде?
В серых лужах смыслов, в затоне багровых вод.
На костяшках пальцев, на детских цветных драже
Погадаешь на вечность или наоборот.
Когда кончится слякоть, промозглая злая тишь,
И в твое окно проникнет тревожный свет,
До тех пор ты ломаешь пальцы, и ты молчишь,
До тех пор тебя в этой комнате просто нет.
* * *
В Божьем храме
возле иконы святой Матроны
билась в стекло бабочка —
углокрыльница или простая капустница.
Я пришла поставить свечу
И заказать панихиду: бабушке сорок дней.
Вот так сейчас душа ее мечется,
Ищет место свое по ту сторону.
Вот так и мы здесь, на земле
бьемся незрячие,
выхода не видя.
* * *
Л.
Мне кажется, в ее квартире должно быть много зонтиков —
черных зонтиков, забытых мужчинами:
обычных и с длинной ручкой — тростью.
Мне кажется, что, несмотря на это,
На нее порой попадают дождевые капли:
ей мокро и холодно.
Ведь кто-то должен стоять рядом и правильно держать зонт.
* * *
Говорить не стоит, не о чем. Говорим
ни о чем, рассеивая слова
бессистемно, сорно. Чашка, что ты дарил
соскользнула, поймали едва-едва.
И рука руки коснулась на самом дне,
словно в печь несем-отдаем ее обжигать —
эту глиняную безделку. В моем окне
видно стол, и тумбочку, и кровать.
И земному злому холоду вопреки,
теплым телом равнодушие распластав,
потечет огонь по венам моей руки,
изменяя летучего вещества состав.
Отпечаток луны, осколок в радужке и зрачке.
Не порань глаза, если будешь в мои смотреть.
Это больше, чем эта комната, горше, чем
Гнать. Держать. Терпеть.
* * *
Когда-то встречу, может быть... Когда
глаза потухнут в равнодушной стыни,
замерзнет вся соленая вода
на всей земле, и не оставив сини
в твоих глазах ни пяди мне, тоска
забьется голубем седым и старым.
Пойду по городу себя искать,
в метро спущусь, за неименьем пары
схвачусь за поручень так крепко, что земля
меня отпустит в долгое скитанье.
И мне уже не страшно, что зима,
что стен коробка, вечное молчанье
в ответ на риторический вопрос
самой себе: «А был ли мальчик? Не был?»
Седой старик свою роняет трость,
ребенок шарик отпускает в небо.
Вот там, быть может, встречу...
***
Прощаться на крыльце с последним солнцем в кронах
и осени встречать озябшие плоды,
а птицы средь кустов, еще совсем зеленых,
стрекочут и трещат — поют на все лады.
И листья от меня уносит по дорожке,
ребенок и щенок бегут за ними вслед.
Мгновения того нет тише и дороже,
И ничего вообще дороже в мире нет.
***
На работу — лето, с работы — осень,
только юность была, а — гляди-ка! — проседь,
и ее, как осенние листья, сбросить
не удастся — запуталась в рыжей косе.
Мы грустим круглый год, но сильнее — к Спасу.
«А пойдем на спасительную террасу,
где шарлотка, и чай, и бутылка квасу!
Нас укроет деревьев сень».
Что грустить? Одинаково мир устроен,
ни один из живущих не удостоен
вечной жизни, и, как на работу строем
ходим ныне, так и падем.
Наливай скорее же чай горячий,
пожелаем друг другу любви-удачи
и прекрасный солнечный день на даче
у судьбы еще украдем.
И.Н. Крупнику
Я звоню ветерану, он не из нашей семьи,
он чужого отряда, полка, но того поколенья,
где все те, что дорогой войны шли, — те звались свои,
и неважно уже — в отступление иль в наступленье.
Я звоню человеку, ему скоро будет сто лет.
Он не помнит меня, хотя мы с ним недавно встречались.
Я звоню потому, что моих-то в живых больше нет:
дед убит на войне, прадед умер в санчасти.
Дед второй никогда ничего о войне
не рассказывал, только военные песни
пел, как выпьет, порою вполголоса мне,
а как я подросла, стали петь мы о летчиках вместе.
Но и он очень скоро покинул меня,
так война подкосила и смелых, и сильных, и стойких.
Ну, а тех, кто и выжил в пучине огня,
перетерли в муку жернова перестройки.
Не с кем спеть… Я же помню о том, что «пора
в путь дорогу…», и пусть нас судьбина бросает
так далёко, как сможет, мы все умираем от ран,
но «Катюшу» споем угасающими голосами.
***
Открываешь окно, думаешь — листопад.
А в окне подсолнухи, поле, кружат стрижи.
Важен угол зрения, необратимый взгляд,
под которым смотришь и видишь: и вправду — жизнь!
Открываешь окно, вдыхаешь дождя родник:
в нем роса — что бусинки на траве;
летней мжицы бисер, ручья мимолетный блик —
долгих лет невозвратная круговерть.
Говорят, живое осенью устает,
засыпает, а если нельзя — грустит.
Осень будит слезы, даже те, что не в счет,
размывает дороги, разводит мосты-пути.
Дует в старые рамы, птицы в пути на юг,
сеет ситник, насморк — он тут как тут.
Там, где луг зеленел, проползал с бороною плуг,
в моей памяти незабудки весь год цветут.
***
В мире разбилось стекло негромко.
Бьется, где хрупко. Рвется, где тонко.
Не запасешься сухой соломкой,
ссадин и синяков –
не сосчитать. Как крутить педали-
помнишь? – думала ты едва ли
о синяках: только б не догнали!
Мажем? Без дураков?
Резво к обрыву вперед слетала,
сочно по спицам трава хлестала,
ветер в лицо, и дыханья мало,
ноги скользят в росе.
Ты на лету привстаешь с сиденья,
И напрягаешь еще колени.
«Вот вам, плететесь там еле-еле!»
Ты одолела всех.
Что же сидишь на полу босая?
Вздрагиваешь, если вдруг басами
гукает радио: будет саммит,
кризис, развал, дефолт.
Страшно тебе? Ни черта не страшно,
а за окном завершают башню,
да, из стекла и бетона башню -
яркую, словно торт.
Ну и не плачь! Стеклодув-приятель
вдруг завернет в переулок кстати,
вылепит, выдует сей квадратик-
будет тебе стекло.
Встань и иди, да попутный ветер!
Солнце слепит, а не то что светит.
Не забывай, что живешь на свете,
Ждет тебя новый склон!
***
Дожди уходят к лесу за рекой,
зима уводит осень на покой,
мне снится тот, кто впредь не должен сниться.
На подоконнике с утра синица
клюет зерно, а перышки дрожат.
Я также стыну, зябну от дождя,
и день кончается — еще одна страница.
И дух лежалых яблок на крыльце.
Какая в умиранье листьев цель?
Чтоб новые потом весной рождались?
Сомненье и тревога на лице,
А станем ли мудрее мы в конце?
Или, как листья, вызовем лишь жалость?
Читаем жизнь: абзац, еще один…
И вроде бы дожили до седин,
а главное еще не начиналось.
А главное… Давай поторопись,
иначе упадет последний лист,
и книга кончится.
А осень задержалась…
***
И приходило воскресенье,
и брались сапоги и нож,
и листья чавкали осенние,
и моросил предатель-дождь.
Кричали галки, зябко сгорбившись
на нижних ветках у ствола.
А в городе — там мокли голуби
у остановки, где ждала
тебя я, ну а ты опаздывал,
спешил и на ходу курил.
Запрыгнули в автобус сразу мы,
«Вот повезло», — ты говорил.
И долго-долго по проселочной
потом от остановки шли,
от шин следы тянулись «ёлочкой»,
знать, дачники «улов» везли.
И прятались грибы осенние,
мелькал мой жёлтый дождевик…
И проходило воскресение,
как мимо — старый грузовик.
Куркино
Размытою тропинкой узенькой,
меж сараюхами двора,
я всё еще иду на музыку,
что, кажется, была вчера.
Был дом с наличниками синими,
за домом – стойла, огород,
загоны с овцами и свиньями.
Сновали куры у ворот,
и шли, вытягивая головы
и шеи, гусаки гуртом.
И тетя Поля разносолами
семейство зазывала в дом.
Под грушей, у забора синего,
у брошенных с зимы саней
печалилась гармонь Василия,
мы робко подпевали ей.
Кряхтя, дядь-Митя сено стряхивал,
неспешно лошадь распрягал,
от оводов ее обмахивал
и в стойло, что за домом, гнал.
Собравшись, девки на завалинке
смеялись, семечки грызя.
Мирок — такой худой и маленький —
забыть и вычеркнуть нельзя.
И про любовь — ромашку белую —
несётся, в воздухе кружа.
В Козловский лес с утра поеду я,
где все они теперь лежат.
***
Никому не звони — напиши стишок,
если б можно словами — да Богу в уши…
Всё в порядке, всё в общем-то хорошо,
нажимай на play да сиди и слушай.
Эта музыка будет вечной, но
слушать будем не мы, а уже иные.
Мы останемся в старом немом кино,
будем рот открывать, словно те, живые.
И поэтому сядь — и сейчас пиши,
говори с одним и со всеми сразу,
можешь даже планов настроить разных,
Бога этими планами рассмешить.
Руку к трубке, ноющей, не тяни,
для тебя там выключен коммутатор.
Не забудь: ты сейчас не читатель, автор.
А вот жизни своей ли? Не в эти дни.
***
«У снящихся друг другу нет выбора…»
Е. Изварина
А мне будет сниться, и сниться, и сниться пустынный дом,
на темном колодце цепочка с пустым ведром,
поле выжженное и вдалеке — дорога.
Человек во сне мне встретится невзначай,
скажет: «Брось, постой, не руби сплеча.
Можно начисто, набело, заново все начать
у порога».
Говорю ему: «Человек, ты построил дом,
сына вырастил, дерево, что же идешь с трудом
да в другую сторону, ныне — стоишь столбом
да к двери спиною?!
Дом твой крепок и зелен твой огород,
только я вот — призраком у ворот
и нелепо свой разеваю рот,
немоты виною.
Человек, ты со мною лучше не говори,
зажигай свои вечерние фонари,
я свой сон досматривать изнутри
буду тихо.
Есть лишь ты, меня в саду твоем больше нет,
ну, прощай, уже струится в окно рассвет.
пусть хранит Господь тебя от побед
и от лиха».
***
Не жимолости голубое веретено —
бузинно-полынная горечь подле амбаров,
ветхих домов, где годы не метено,
окошко чердачное тонко исплетено
паучьей семьей, не спасшейся от пожаров.
В резные ставни, оконную голубень
пророс ядовитый вех, что твоя цикута.
На срубе сосновом в тенях замирает день,
роса ложится, и сразу такая темь,
что хочется руки и плечи в живое кутать.
По долгой дорожке спускаться к темной реке,
на пирс ступать осторожно, пробуя крепость,
и отплывать, не удерживаемой никем,
и возвращаться в иную зрелость.
***
Бывают дни тугие, как тоска,
как будто странник перешел дорогу
с пустым ведром; студеную таскать
с колодца воду — утолить тревогу.
Крапивой ноги сечь, заноз щепу
всё глубже загонять и пальцы ранить
иголками; ленивое ку-ку
не узнает, не сохраняет память.
А если руки протянуть к воде,
зовет прохлада и теченье манит.
Сегодня — нет, еще не быть беде.
И кто-то песню за рекой горланит.
***
Я любила тебя, как ногами уходят в песок,
утопая сначала стопой, по колено, по пояс.
Не моля пощадить и воды пригубить хоть глоток,
не стеная, о будущем не беспокоясь.
Я летала, поймет меня тот, кто когда-то крыла
расправлял и парил над волнующей бездной, ликуя.
Я свободно дышала, я пела, я жадно жила,
а теперь живу тихо и впрок ничего не взыскую.
Я любила тебя. Как волнение рук передать,
когда дверь отворяла тебе, обнимала за шею?!
Не умела тогда прогонять, ненавидеть и лгать,
ненавидеть и лгать — это я и сейчас не умею.
***
Врастать корнями в ледяное дно,
узнать судьбу поющего в пустыне.
Радеть о дальних, если не дано
беречь своих. Не горько и не стыдно
латать в ночи с прорехами белье,
кормить залетных птиц, котов приблудных.
И прибирать, и украшать жилье,
и целовать любимого прилюдно.
Немилые, как много вас окрест,
как душно, как мне тесно нынче платье!
И тщетно ждать с утра благую весть,
душа ее — не сможет — не оплатит.
***
Это озеро-море создано кем-то свыше,
как все остальное в природе — по спецзаказу.
Я кричу: «Красота какая!» — а ты не слышишь,
и, куда ни глянь вокруг, — сколько видно глазу —
необъятный простор воды, и лесов, и неба,
катер мчит и прыгает — волны-кочки.
Брызги. Ветер. Свист. Обидно так и нелепо:
эту радость со мною ты разделить не хочешь.
Не умею маслом, акрилом, тушью,
не вместить величие в объективы,
не хватает слов…Ты меня не слушай.
Мне бы и целой вечности не хватило.
***
Всё говорит о нем: обычные предметы,
вещица, что лежит на краешке стола,
и вазочка вон та, и книжица вот эта,
подарок из степей — еще не отдала.
Я обернусь на звук: мне начало казаться,
как будто в дверь звонят, как будто телефон.
Как можно в тридцать лет внезапно обознаться
и кинуться в толпу: быть может, это он?!
На пятачке земли — заплеванном перроне
стоять в слепой толпе, глухой от бытия.
И поползти домой в светящемся вагоне,
где были я и ты, под нами — колея.
И шумный гул метро, где, слов не различая,
хватаешься рукой, касаешься щекой
и вот уже паришь над сирыми бичами,
над площадью Борьбы и над Москвой-рекой.
И из горнил метро толпа выходит к свету
и волочет меня к озябшим фонарям.
И улица вон та, и лавочка вот эта
тихонечко о нем со мною говорят.
***
Козерожья зима настигает, ступает на пятки,
заставляет по дому искать на меху сапоги.
Не услышав вопроса, киваешь обычно: «В порядке»
и идешь на работу — с работы, печешь пироги,
вяжешь варежки... Врешь! Ты вязать не умеешь,
не научена многим простым, но и важным вещам.
В осень — липнет хандра, а зимою, конечно, болеешь,
что-то вечно роняешь и ранишься по мелочам.
Не с кем слова сказать? Снегири — погляди — прилетели
и сидят на рябинах и ягоды гордо клюют.
Обещают под тридцать мороз и метель на неделе,
Брось им крошек тогда или что там обычно дают?..
***
Хочется, чтобы с утра – мороз, чтобы ты пришел,
прямо с мороза, с утра, со снежинками на пальто.
Я бы сказала тебе: «Как хорошо!
Как же ты вовремя! Ну же, садись за стол,
будем пить чай и завтракать». И еще
я говорила бы что-то, не знаю о чем,
Ты бы легонько меня потянул за плечо...
Чай бы остыл, на плите подгорел омлет.
Я бы смотрела на снег — на тебя — на свет.
Сколько же зим, сколько долгих студеных лет
не заметает поземка забытый след!
***
А как же любовь?
— Я встречала её, поутру
капустницей легкой порхала она у постели.
И думалось:
«Если вдруг я внезапно умру,
закроет глаза и положит мне крестик нательный».
Но не умерла — были голод и холод, ворьё
вторгалось в мой дом поживиться огрехами быта.
Любовь ускользала, проблемы пугали её,
а я понимала... и дальше чинила корыто.
Искала того, кто прикрутит сломавшийся кран,
починит машину и полку прибьет в коридоре.
Любовь сожалела, на грудь принимала сто грамм
и дальше порхала вдоль самого синего моря.
С тех пор я всегда по ночам закрываю окно,
чтоб бабочки — мимо и больше на свет не летели.
И я равнодушно смотрю на иголки в их теле
на стендах и полках в музеях, и мне всё равно.
***
По застывшему озеру, крытому корками льда,
ты идешь мне навстречу, только одна беда:
в легком тумане, в искрящейся белизне
словно не можешь ты подойти ко мне.
Кажется — шаг, и трону тебя рукой,
медленно падает снег, хрустит под стопой.
Губы обветренно шепчут: «Иди… иди…»
Каева льдинка сковала огонь в груди.
Встреча нема, как черная полынья.
Ждет она жертвы, пусть только не ты, не я.
Холод сминает волю, сжимает плоть:
глыбу прозрачного льда нам не побороть.
Убеждаю себя, что лед — это просто стекло.
Не уходи за обледенелый склон.
***
И уйти не уйдешь из судьбы не взаправду своей.
Видишь, клен облетел и безвременник ветер качает.
Недотрога-печаль подошла и стоит у дверей,
и, помимо нее, пилигрима никто не встречает.
Ощущаю рукою зарубки истертых перил,
вижу вещие сны — дождь едва заполощет по крыше,
ты приходишь сюда, ведь всегда я тебе говорил:
«Ноги нужно в тепле...»
Впрочем, что вам, явившимся свыше.
Хоть полслова побудь, хоть немножечко мне расскажи.
Улыбаешься ласково, дождь потихоньку стихает.
И рассвет... Для чего? Для чего я опять-таки жив?
И воюю с собой и с тобой непременно стихами?!
***
Из стылого дня в ледяное нутро постели —
свернуться, сложиться, словно тебя и нет,
и только лишь ясное слово-рассвет…
Но тьма и мороз, и застывшие стекла на деле.
Бредешь наугад, только ветер колючий в лицо,
а хочется света, огня, теплой радости в доме.
Но ты одинока, как анахореты и вдовы,
и черпаешь сил в разговорах с Небесным Отцом.
Идешь через стужу, спасибо Ему говоря
за то, что дает испытания, вьюгу и ветер,
за то, что любимые так же вот мерзнут на свете
и мимо плывут в этом сумеречье января.
***
На дороге зимней — грязь, приглядишься — соль.
И наступишь трижды, а всё ж не оставишь след.
Эта боль в подреберье — только моя лишь боль,
этот отблеск случайный — самый надежный свет.
Притаиться задумаешь, тенью безликой стать,
в одеяла зарыться пуховые до весны,
обезличить барашков и досчитать до ста,
когда сын был маленький, были иные сны.
А сейчас только черточки, палочки и тире,
А сейчас только слезы смолы на сухой коре.
***
Где-то под левой твоей ключицей — дом,
слепо уткнуться и потерять ключи.
И ни к чему «почему», и незачем ни о ком —
надо же было так, походя, приручить.
Эта тропа на склоне, закате дня,
и отправная точка — твои следы.
Я задыхаюсь — не прогоняй меня,
лучше давай постоим у седой воды,
у ледяного зеркала. Тереблю
пуговицы и лацканы на пальто.
Тихо. Мороз. Дыханье твое ловлю.
Ни почему, ниоткуда и ни за что.
***
Я молю тебя: пожалуйста, приезжай,
Обними и ласково назови.
Ты не помнишь имени моего, а жаль,
Жалость — откровение нелюбви.
Ни одно такси не отвозит меня к тебе,
Ни один бульвар не ведет — искажен маршрут.
Линии на руке — вопреки судьбе —
Тоже уводят в сторону. Ложный труд
Здесь пытаться найти предвестников и причин,
Укорить, уколоть, уведомить, угадать.
Лишь количество долгих дней и на лбу морщин
Может лишить, а может и даровать.
***
Я хочу забыть тебя, выбросить,
как изгоя в рассказе выписать.
Как остывшую воду выплеснуть,
на свободу, как птицу, выпустить.
Я хочу тебя выплюнуть, выдавить,
я хочу твое имя выкрикнуть
громко-громко раненой иволгой,
только хрип мой не слышен издали.
Ты — мой сон, мой случайный вымысел,
нет и не было молодца, гой еси.
***
Эта жизнь за окном, эта осень, и кухня, и свет —
бутафория быта, в котором обоих нас нет.
Ни имен, ни историй, ни планов, ни даже теней.
Обними меня, если ты здесь, защити, обогрей.
Паутина словес приникает и душит, звеня.
Этот новый рассвет отнимает тебя у меня.
Территория света болезненна и широка.
Я пройду по мосту, если только удержит рука.
Этот радужный мост — мой лесной, подвесной, расписной.
Отчего же желание жить умирает весной?
Но и осенью целы, сбираем в копилку тепло.
Не смотри за окно, там светает и в лужах стекло.