Posted 27 апреля 2016,, 13:10

Published 27 апреля 2016,, 13:10

Modified 8 марта, 03:05

Updated 8 марта, 03:05

Лебедь в очках

Лебедь в очках

27 апреля 2016, 13:10
Международный фестиваль балета Dance Open отметил 15-летие программой, в которой приняли участие компании из Вены, Марибора, Перми и Дрездена, а завершил все гала-концерт звезд балета.

Десять дней шел марафон танца на сцене Александринского театра. От вечера «Тайн Синей Бороды» из Венской государственной оперы к английской версии «Ромео и Джульетты» Пермского оперного театра (к 125-летию со дня рождения Прокофьева). Одноактные балеты из дрезденской Земпер-оперы, в том числе – постановка Алексея Ратманского. Мастер-классы ведущих педагогов Академии русского балета и Мариинского театра для учащихся балетных школ мира.

Для балета «Пер Гюнт» из Словенского национального театра Марибора хореограф Эдвард Клюг написал либретто на музыку Грига и поставил «драму с пантомимой», сочинение из тех, что больше нравятся публике, чем критике. «Пер Гюнт» во многом стал детской сказкой. С очевидной психологией и наглядным символизмом в одном флаконе. О выборе, согласно Ибсену, «между человеческой заповедью «будь собой» и кредо троллей «Будь собой доволен». Героя олицетворяет непокорный рогатый олень (танцовщик с ходулями-копытами на руках), героиня мистически связана с зайцем (танцовщица в шапочке с ушами).

Минималистское оформление – замкнутый круг на полу, это круговорот судьбы. Нарочито рваная, дискретная хореография не так богата пластическими находками, как общим впечатлением «раздрая». Театральные же выдумки иной раз затейливы: троллиха с лицом на затылке, вертлявая Смерть, рисующая портрет Пера Гюнта, ковры, которые совершают собственный танец под ногами танцующих восточных дев. И немаловажно, что Гюнта выразительно танцевал Денис Матвиенко – танцовщик из высшей лиги.

Традиционный гала-концерт начался с шутливого «Па-де-де» на музыку Россини, в котором хореограф Кристиан Шпук дал возможность блеснуть приме Цюрихского балета Викторине Капитоновой. С очками, короной на голове и сумочкой (в зубах!), она «подслеповато» изображала то Лебедя, то Жизель, то Спящую красавицу, сдабривая классические па неожиданными вихляниями бедер. В дуэте из балета «Ледяная дева» солисты Михайловского театра Ирина Перрен и Марат Шемиунов показали, что советская акробатическая хореография 20-х годов требует слова «головокружительная» в прямом смысле: тогда, с легкой руки хореографа Федора Лопухова, в обиход вошли крутые и разнообразные поддержки.

Номер Эрика Готье перенес нас в некий подвал, где некие татуированные фигуры – он и она – брутально выясняли отношения, причем он сексуально водил пальцем по ее коже и бросал ее в воздух в двойной «подкрутке». Венецианский карнавал из старинного балета «Сатанилла» в броском исполнении примы Балета Берлина Яны Саленко и ее партнера Дину Тамазлакару вернул атмосферу непринужденного праздника. Реми Вортмейер очаровал мальчишеским танго из балета «Пять танго» на музыку Пьяцоллы. Анна Цыганкова перевоплотилась в роковую шпионку: ее Мата Хари из одноименного балета очаровывала бравого офицера женскими объятиями.

Две разные Испании возникли в конце первого отделения: Испания корневая (горячее, с бешеным топотом и развевающейся бахромой платка, фламенко в исполнении Урсулы Лопес) и Испания балетная (гран-па из «Дон Кихота», в котором Базилем был кубинский премьер из Норвегии Осьэль Гунео: он получил овацию за свою томную, как бы небрежную, отточенную виртуозность).

Второе отделение запомнилось мощным десантом из Большого театра: Ольга Смирнова с Семеном Чудиным ловко обыграли обилие мелких французских па в псевдоисторическом спектакле «Марко Спада», Кристина Кретова и Руслан Скворцов сделались смятенными героями Лермонтова в дуэте из балета «Герой нашего времени». Исполняя фрагмент балета «Летучая мышь», экс-звезда Парижской оперы Мануэль Легри (ныне директор балета Венской оперы), артист с волшебными ногами, в свои пятьдесят танцевал так, как дай бог танцевать двадцатилетним.

Залихватские чечеточники, братья-близнецы Ломбард, с «хвостами» на головах и серьгами в ушах, весело разнообразили программу. А классическая советская «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» не только дала возможность создать международный исполнительский альянс с участием солистов трех стран, но поставила точку в высококлассном концерте, где не было «провисающих» эпизодов.

Ежегодно вручаемые призы фестиваля (хрустальная копия прекрасной ноги Анны Павловой) на этот раз распределились так. «Мисс Виртуозность» – Яна Саленко, «Мистер Виртуозность» – английский танцовщик Мэтью Голдинг, он участвовал в «Вальпургиевой ночи». «Мисс Выразительность» – Анна Цыганкова, «Мистер выразительность» – Реми Вортмейер. Лучший дуэт – Алисия Аматриан и Джесон Райли (за тот самый номер с тату и подвалом). По итогам анкетного голосования публики приз зрительских симпатий получил Мануэль Легри, и это не могло быть иначе. А Гран-при уехал в Москву вместе с Ольгой Смирновой и Семеном Чудиным.

"