Рус
Eng
«Коллекционер сказочного размаха»

«Коллекционер сказочного размаха»

27 апреля, 00:00
Культура
В Государственном Эрмитаже открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения выдающегося русского ученого и коллекционера Николая Петровича Лихачева «Звучат лишь письмена». Несколько сотен экспонатов позволяют проследить основные этапы развития письменности, знакомят с различными видами письма и типами документ

Потомственный дворянин, уроженец Чистополя Казанской губернии, убежденный монархист, историк, археограф и искусствовед Николай Лихачев был ученым мирового уровня и фантастической работоспособности. Его научные интересы были настолько многогранны, что обыденные формулировки (историк, искусствовед) не способны охарактеризовать их даже поверхностно. Лучше всего об этом свидетельствует выборочное перечисление его трудов: «Разрядные дьяки XVI века» (1888), «Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве» (1891), «Библиотека и архив Московских государей в XVI столетии» (1894), «Русская сфрагистика» (1900), «Историческое значение итало-греческой иконописи» (1911)… В общей сложности академик Лихачев был автором более двухсот серьезных научных работ и до последних дней жизни сохранил верность возникшему еще в студенческие годы увлечению историческими дисциплинами, изучению и поиску документов.

А еще современники называли Николая Петровича «коллекционером сказочного размаха», в 1913 году уникальные иконы из его собрания были куплены императором Николаем II и поступили в Русский музей. Остальные коллекции хранились на третьем этаже собственного дома ученого на Петрозаводской улице, и уже в советские годы на их базе возник Музей палеографии АН СССР, фонды которого Лихачев, ставший его директором, продолжал пополнять за собственный счет.

Фото: HERMITAGEMUSEUM.ORG

Все оборвалось 28 января 1930 года, когда Николай Петрович был арестован по так называемому «академическому делу» и обвинен в создании «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России», имеющего целью свержение советской власти. Маховик раскрутился: исключение из числа действительных членов Академии наук, конфискация личного имущества, ссылка в Астрахань… В последние годы жизни великий ученый довольствовался работой «по договору», не имел возможности публиковать свои труды, и даже, так как находился на иждивении дочери, не получал хлебную карточку…

Выставка состоит из четырех разделов: «Происхождение письма. Письменности Древнего мира», «Письменность и документы Средних веков и Возрождения», «Документы Нового времени России и Западной Европы», «Письменные памятники средневекового и нового Востока» и дополнена личными документами ученого.

Фото: HERMITAGEMUSEUM.ORG

«Семейная история» представлена великолепным портретом академика (1922), выполненным в технике литографии крупнейшим русским гравером Вадимом Фалилеевым, письмами, фотографиями, генеалогическим древом рода Лихачевых. На отдельном стенде – фотографии супруги Николая Петровича Натальи Геннадиевны; датированное 1894 годом «Объявление о бракосочетании»; на фирменном бланке отеля «Везувий» трогательное письмо из Неаполя от 30 мая 1907 года. Невозможно перечислить даже незначительную толику редчайших экспонатов. В экспозиции присутствуют греческие папирусы и фрагменты рельефов из гробниц, архаическая цилиндрическая печать Древнего Египта и фрагмент списка «Божественной комедии» Данте, распоряжение (от 11 июля 1718 года) Александра Меншикова и единственный известный в мире список речи о заслугах Иоанна Крестителя, произнесенной в Риме итальянским гуманистом и богословом XV века Лито Брандолини.

Особый интерес, если вспомнить, что, начиная с эпохи консульства (1799 – 1804), император пользовался исключительно услугами секретарей, представляет письмо-автограф (22 мая 1813 года) Наполеона Бонапарта с повелением вручить послание архиканцлеру французской империи.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter