Posted 26 апреля 2011,, 20:00

Published 26 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:30

Updated 8 марта, 06:30

«Важно, что мы сплотились»

«Важно, что мы сплотились»

26 апреля 2011, 20:00
На проходящем в эти дни в Москве IV Всероссийском театральном форуме председатель контрольно-ревизионной комиссии СТД РФ Марк Гурвич сообщил, что 25 апреля Президент России подписал поправки к 94-му Федеральному закону, в рамках которого театры должны были проводить конкурс между поставщиками услуг (например, на пошив

Новость об отмене тендеров стала одной из главных на форуме. «Мы с вами два года назад говорили об угрозе этого закона, – отметил Гурвич. – Важно, что театральные деятели сплотились и защитили театр. Большое спасибо СТД, Департаменту культуры, которые принимали в этой защите активное участие. Мы с руководством департамента разъезжали по руководителям театров и убеждали в правильности нашей позиции. А затем старались убедить чиновников Минэкономразвития».

Помимо 94-го закона на форуме обсуждалось другое громкое новшество – 83-й Федеральный закон, цель которого перевести бюджетные учреждения культуры (в том числе и театры) на коммерческие рельсы (вступил в силу в январе 2011 года). Однако здесь пока нет четкой позиции: сегодня, на заключительном заседании форума, театральные деятели сформулируют основные просьбы к власти.

О некоторых недостатках этого закона на форуме говорил, в частности, Лев Сундстрем, ректор Санкт-Петербургской академии театрального искусства. «Когда принимался закон, министр культуры Александр Авдеев сказал, что есть ряд недостатков, которые потом исправят в подзаконных актах, – сказал Сундстрем. – Но прошло время, и до сих пор по этому закону театрам трудно работать, поскольку о театре там не говорится отдельно – его деятельность рассматривается среди прочих учреждений культуры наряду с фольклорными ансамблями, оркестрами, музыкальными коллективами. Специалисты знают, насколько разные это сферы деятельности. Однако разработчики закона свели все в одну кучу, полагая, что театр существует по тем же принципам, что и фольклорный ансамбль (мол, и там и там «что-то происходит на сцене»). Отсюда много неясностей. А раз так, то вся опасность в трактовках закона. Как руководители решат на местах, так и будет. Но чтобы этого не происходило – нужно плотно работать с властью, выстраивать диалог». Сундстрем привел пример того, как опасно, когда власть существует параллельно театру: в советское время супруга чиновника Гарбузова сходила в театр, осталась недовольна спектаклем, после чего началось сокращение государственных дотаций на эту сферу культуры. «Некоммерческий театр во всем мире требует дополнительной поддержки, – отметил Сундстрем. – И каждый раз эту аксиому нам приходится снова и снова объяснять тем чиновникам, которые становятся у руля».

Худрук Театра кукол города Иваново, Елена Иванова, привела пример, который вызвал ропот зала. Во время визита в местную администрацию она получила следующий ответ: «Дорогая моя, можно вырасти образованным человеком и без театра».

83-й закон тревожит театральных деятелей всей страны, но на форуме обсуждались и проблемы местного уровня. Некоторые выступающие говорили об «истощении творческого ресурса в провинциальных театрах». Иными словами, региональным театрам катастрофически не хватает артистов, режиссеров, а главное – современных управленцев. «В Челябинской области подготовкой таких кадров занимается несколько вузов, – отметил замгубернатора Вадим Евдокимов. – Однако качество пока оставляет желать лучшего, особенно в отношении театрального менеджмента». Частично решить эту проблему могла бы Всероссийская театральная биржа, существовавшая в прежние годы при СТД и проведенная в последний раз пять лет назад. «Актеры не хотят ехать в провинцию, не поговорив с режиссером при личной встрече», – добавил Борис Горбачевский, главный режиссер челябинского театра «Омнибус».

Режиссер Пермского ТЮЗа Татьяна Жаркова попыталась с трибуны развеять миф о том, что Пермь превращается в культурную столицу России. «В отчетах картина выглядит очень красиво, – сказала она. – Однако на деле происходят удивительные вещи: все внимание уделено театрам «Сцена-Молот» и «Театру», а до нашего ТЮЗа никому дела нет. Заинтересованные лица искусственно сформировали культурное пространство, проводят свои фестивали, но при этом не обращают внимания, например, на Пермский театр кукол. Они привозят критиков из Москвы. Мало того, стали привозить зрителей, и всем кажется, что культурная жизнь бьет ключом, хотя за бортом остаются многие артисты, режиссеры, которые всю жизнь в Перми занимались искусством». «Порой нам трудно выстраивать диалог с властью. Здесь много болевых точек, – добавила Жаркова. – Например, после училища молодой артист поступает в ТЮЗ – нам очень не хватает молодых артистов на роль мальчиков. Но он вынужден служить в армии. Его забирают, а возвращается оттуда «кабан». И проблему решить сложно. Нас понимают лишь те чиновники, которые ходят в театр».

На момент подписания номера в печать форум продолжался. Подробности читайте на сайте журнала «Театрал – Театральные Новые Известия» www.teatral-online.ru

"