Posted 26 апреля 2009,, 20:00

Published 26 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:40

Updated 8 марта, 07:40

Ольга Ростропович:

Ольга Ростропович:

26 апреля 2009, 20:00
Сегодня – день памяти Мстислава Ростроповича. Мстислава Леопольдовича не стало два года назад. Его искусством восхищались миллионы зрителей, коронованные особы и президенты почитали за честь находиться рядом с ним. Для России Ростропович –особый человек. Накануне дня памяти наш корреспондент встретилась с дочерью гениа

– Ольга Мстиславовна, сложно ли быть дочерью знаменитых людей?

– Я никогда не пробовала быть дочкой других родителей. Для меня непривычно, когда я попадаю в нормальную семью, где родители присутствуют постоянно: мама варит суп, папа с трубкой читает газету. Это замечательная идиллическая картина, к которой я должна привыкнуть, ведь мои родители постоянно были на гастролях.

– Какое у вас первое и, может быть, самое яркое воспоминание об отце?

– Первое, что приходит в голову, – у него было совершенно фантастическое чувство юмора. Он мог любую жизненную ситуацию, любую историю так преподнести и рассказать, что человек буквально разрывался от смеха. У него был удивительный к этому талант.

– Мстислав Леопольдович был строгий отец?

– Он был безумно строгий, и это мягко сказано. Это было даже за гранью строгости. Нам с сестрой очень многое запрещалось: нельзя было носить мини-юбки, красить глаза, распускать волосы, никуда не ходить, ни с кем не дружить. Но если ты что-то делаешь, должна довести все до конца, сделать не просто хорошо, а наилучшим образом. Ты никогда не должна забывать, чья ты дочка, всегда должна держать марку. Но строгость родителей нам в жизни очень помогла – и мне, и моей сестре. Это дало такую закалку, такую выучку, что теперь нас мало что удивляет, никакие трудности нам не страшны.

– Часто ли родители брали вас с собой на гастроли? Какие поездки вам больше всего запомнились?

– Я помню только один раз, когда я была совсем маленькой, мама меня взяла в Ленинград. Она тогда снималась в фильме-опере «Катерина Измайлова». Видимо, меня не с кем было оставить. А с папой я ездила на гастроли в Америку. Мне было тогда лет 11. Я тогда впервые увидела эти невероятные, высоченные здания. Помню, папа повел меня на концерт в Карнеги-холл. Он сказал, что я на всю жизнь запомню, потому что будет играть великий Артур Рубинштейн. Он играл Шопена. Это было удивительное, незабываемое впечатление. Рядом с нами сидел интересный пожилой человек, и папа сказал: «Запомни, запомни, это же сам Баланчин!». Они, оказывается, дружили. Еще я помню, как мы с папой ходили к брату Набокова. Две с половиной недели, которые мы с отцом провели в Америке, я запомнила на всю жизнь.

– Дом ваших родителей всегда был открыт для гостей. У вас бывали многие выдающиеся деятели искусства, друзья Мстислава Леопольдовича и Галины Павловны. Звучала ли музыка? Кто из гостей запомнился вам больше всего?

– У нас в доме бывали художники, ученые, музыканты, писатели. Еще у родителей было очень много друзей-медиков. Удивительно, насколько они любили музыку. Они сами часто музицировали – например, Иосиф Абрамович Кассирский, академик, величайший специалист по крови. Он играл на флейте и на рояле, у него были любимые вальсы Шопена. Это было замечательно. У родителей много было знакомых спортсменов. Например, у нас часто бывал Валерий Брумель. А из музыкального мира – все, все, все: весь Дом композиторов, много западных музыкантов. Например, Леонард Бернстайн. Эти гении для нас были совершенно обычными людьми.

– Вы руководитель Фонда Ростроповича. Какие начинания отца вы продолжаете? Появились ли у вас в рамках фонда собственные проекты?

– Конечно, я стараюсь продолжать дело отца – это главное. Фонд Мстислава Ростроповича – огромнейший проект. Мы помогаем молодым музыкантам: даем стипендии, инструменты, вывозим их с концертами в другие страны. Сейчас занимаюсь тем, чтобы поддерживать фонд, чтобы он жил и продолжал работать. Выявлять молодые таланты – это очень важно.

– Случалось ли вам бывать на уроках Мстислава Леопольдовича?

– Он был не только великий виолончелист, дирижер – он был потрясающий педагог. Его мастер-классы стали легендой. В юности я ходила в консерваторию просто слушать, как он объяснял музыку. После этих уроков ты выходил совершенно другим человеком. После того, как он, предположим, рассказывал о концерте Шумана для виолончели, ты начинал иначе воспринимать мир. Поэтому в память о папе я хочу сделать в сентябре фестиваль мастер-классов. Он будет называться «Ростроповичиада». Это из стихотворения Андрея Вознесенского: «Сыграй нам, Ростропович, ростроповичиаду!».

– Кто из знаменитых музыкантов будет участвовать?

– Согласие провести мастер-классы дали Юрий Башмет, Давид Герингас, Белла Давидович. Сначала я хотела провести этот фестиваль весной и приурочить его ко дню рождения отца. Но в сентябре в Москве будет выступать молодежный оркестр из лучших музыкантов, отобранных по всей России. Эти мастер-классы им очень помогут.

– Ко дню памяти Мстислава Ростроповича телеканал «Культура» показывает фильм «Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович», в котором вы принимали участие…

– Да, мы рассказывали об отце, о его музыке, показывали фотографии из семейного архива. Я видела отснятый материал – мне понравилось. А целиком фильм мы посмотрим уже вместе со всеми телезрителями. Уверена – это будет интересно.

Справка «НИ»

Ольга Ростропович – старшая дочь Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. Училась в Московской консерватории по классу виолончели и в знаменитой Джульярдской школе в Нью-Йорке. Выступала с отцом как солистка. В 2007 году возглавила музыкальный фонд Ростроповича, который поддерживает молодых музыкантов.

"