Posted 26 апреля 2005,, 20:00

Published 26 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Победа Большого

Победа Большого

26 апреля 2005, 20:00
Вечером 8 мая петербургский Мариинский театр продемонстрирует Москве самую масштабную из своих постановок – оперу «Война и мир» в версии Андрея Кончаловского. Ту самую, на которую Владимир Путин пять лет назад водил британского премьера Тони Блэра. Второй раз президент решил оперу не слушать. Он покажет своим коллегам

История последней постановки «Войны и мира» в Мариинском театре вполне сопоставима по масштабам интриг с содержанием самой этой оперы. Как известно, в феврале 2000 года, после отречения Бориса Ельцина, Владимир Путин вызвал к себе худрука Мариинского театра Валерия Гергиева и кинорежиссера Андрея Кончаловского, чтобы... поговорить. Как после сообщили журналистам, речь и.о. президента с двумя деятелями культуры шла «о философии России», обсуждалась ее «национальная идея» и был сделан вывод, что «Россия как часть мировой цивилизации не уступает ни Европе, ни Америке».

Так уж совпало, что ровно через месяц после разговора (и через несколько дней после избрания Путина президентом) Андрей Кончаловский выпустил в Мариинке оперу «Война и мир» Сергея Прокофьева, которая обошлась театру более чем в миллион долларов и стала самой дорогой отечественной постановкой. На ту питерскую премьеру как бы невзначай заглянул Владимир Владимирович со своим гостем Тони Блэром – первым руководителем иностранной державы, навестившим нового лидера России. Огромная массовка и вполне натуральные взрывы на сцене в сочетании с образцовыми солистами и оркестром не могли не потрясти высокопоставленных персон.

«Неожиданное» появление нового президента в Мариинке стало дурным знаком для Большого театра (именно туда по заведенному в советские времена негласному обычаю раньше водили особо важных гостей). Таким образом, Путин дал понять, что тогдашний руководитель ГАБТа Владимир Васильев с его репертуарными реформами страну устраивает не вполне, и Васильева вскоре уволили.

Зато петербуржец Валерий Гергиев получил статус советника президента по культуре и отправился хвастать роскошной «Войной и миром» в Европе и Америке. Вслед за британским премьером в тот же год в Лондоне опера приглянулась принцу Чарльзу, и наследник британского престола вскоре возглавил Международный фонд Мариинского театра. Вслед за Лондоном тепло приняли новую российскую постановку и в Нью-Йорке, хотя без накладок там не обошлось. Набранные для массовки американские артисты не сумели ходить по сцене по-русски – в ногу. Один из американских «рекрутов» на глазах у ошеломленного зала рухнул в оркестровую яму, сломав смычок виолончелисту. Обошлось, правда, без увечий – отважного американца в финале публика приветствовала едва ли не теплее, чем российского дирижера и прославленных певцов.

Надо ли говорить, что в этом году заявление Валерия Гергиева о готовности «подарить Москве «Войну и мир» к 60-летию Победы породило массу слухов. В музыкальных кругах были почти уверены, что президент поведет 8 мая глав государств именно в Театр Российской армии, где под грохот прокофьевской музыкальной канонады будут петь лучшие питерские солисты во главе с новой красавицей примадонной Мариинского театра Анной Нетребко. Президент «должен был» отправиться на «Мариинку», тем более что все знали – Большой 30 апреля открывает гастроли в Самаре, где во время войны театр находился в эвакуации. Однако, как сообщили вчера «Новым Известиям» в пресс-службе ГАБТа, делегация во главе с Путиным вечером 8 мая прибудет именно в Большой, где для высоких гостей дадут гала-концерт звезды оперы и балета. Впрочем, Валерию Гергиеву вряд ли стоит беспокоиться о том, что он впал в немилость. Возможно, Путин просто не захотел перед парадом слушать трехчасовую батальную оперу еще раз.

"