Posted 26 марта 2013,, 20:00

Published 26 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:18

Updated 8 марта, 05:18

«Звездный вечер» у «Эльдара»

«Звездный вечер» у «Эльдара»

26 марта 2013, 20:00
В понедельник состоялся живой выпуск журнала «Театрал», который задумывался как благотворительная акция в поддержку ветеранов сцены. Часть средств, полученных от продажи билетов, перечислят актрисе из Таганрога и актеру из Новосибирска, которые остро нуждаются в медицинской и финансовой помощи.

Благотворительный «Звездный вечер» состоялся, несмотря на метель и снежные заносы, – до киноклуба «Эльдар» добрались и зрители, и гости: Светлана Немоляева (на фото), Александр Ширвиндт, Кирилл Серебренников, Александр Збруев и Алексей Бородин, а вместе с ним – целый актерский курс РУТИ (ГИТИСа). Выпускники стояли за сценой, ждали своего выхода и с замиранием сердца слушали легендарных артистов. Ведущими вечера были главный редактор «Новых Известий» и журнала «Театрал» Валерий Яков и обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина. Начали с благодарности принимающей стороне – Эльдару Рязанову и его жене Эмме, которые однажды позвонили в редакцию и пригласили «Театрал» в свой киноклуб. Затем перешли к представлению гостей. На киноэкране запускали шутливое досье и приглашали на фотосессию, без которой не обходится ни одно интервью на обложку.

Первой перед объективом оказалась Немоляева, а редакционный фотограф помог ей забраться на высокий стул и вспомнил: «Когда мы снимали обложку сотого номера, Светлана Владимировна подошла к парапету, присела на него, посмотрела вниз и сказала: «Ой, как страшно, я не смогу здесь сидеть». И сидела 40 минут». На этот раз сидеть пришлось недолго. На сцене народная артистка предпочла стоять и почти сразу отказалась от гостевого кресла: «Ой, а можно я встану?» Стоя она рассказывала об актрисе Бабановой, которую открыла для себя в 14 лет, и том, как совсем юной сыграла главную роль Негиной в спектакле «Таланты и поклонники». Эту роль Немоляева получила не сразу. «Ходить и клянчить» ее у Гончарова, худрука Маяковки, приходилось долго. Пока из театра не ушла четвертая по счету Негина. Недавно Немоляева снова сыграла в «Талантах и поклонниках», в постановке Миндаугаса Карбаускиса. «Если человек 52 года в театре, конечно, он оброс штампами, – рассказала актриса. – Когда я заорала не своим голосом «барыня», Карбаускис деликатно, тактично стал с меня эти штампы сдирать». Результат режиссерской работы, получившей, кстати, «Звезду Театрала»-2012, зрители увидели на киноэкране, в записи фрагмента «Талантов и поклонников». А молодые артисты Маяковки показали пародию на этот фрагмент. Немоляеву с Косталевским они изобразили невероятно точно. Правда, копировать Светлану Владимировну, как заметили ведущие вечера, очень легко, особенно ее легкие слезы. «Говорят, что вас негласно называют «слеза Маяковского», – добавил Валерий Яков. И Немоляева согласилась. Прощаясь, она еще раз поблагодарила журнал за премию «Звезда Театрала»: «Я человек неизбалованный наградами и считаю, что эта награда принадлежит и мне и Саше, Александру Лазареву, потому что мы вместе с ним 52 года были на сцене».

После трогательной Немоляевой на сцену вышел Александр Ширвиндт и переключил вечер в другой регистр: «Светка здесь сидела?» – спросил он, забираясь на тот же высокий стул, но уже без помощи фотографа. С ходу покритиковал ролик о себе: «Было ощущение, что не я за кулисами, а мой гроб», – и по ходу интервью не изменял своей лениво-ироничной манере. Великий изобретатель шуток еще раз подтвердил: одним словом он способен уложить весь зал. «Когда вам проще жилось, при красной прессе или при желтой?» – «Мы сейчас – при голубой. Цвет не путайте», – ответил Ширвиндт. Как худрук Театра сатиры он заметил, что «анклав московских художественных руководителей приближается к Ватикану. И против этого не попрешь. Поэтому вся молодая поросль театральных деятелей сострадательно-стыдливо ждет, когда мы подохнем». Вот такая самоирония.

После очередного вопроса про критику Ширвиндт привел в пример Алексея Арбузова, который никогда не читал рецензий. Он спрашивал одно: «Уважают?» – «Уважают, но дико несут». Брал билет и улетал в Англию на футбол». На этой позитивной ноте Александр Анатольевич раскланялся и уехал на юбилей Театра Et Cetera.

Под следующего гостя придумали специальную рубрику – «Серебряный век». Кирилл Серебренников оказался в разговоре не менее ироничным, чем Ширвиндт. Рассказывая о первом театре в своей жизни, он посетовал, что в детстве ему испортили вкус. «С родителями я ходил на все оперетты. Ночью меня разбуди – спою любую арию. Женщины в зеленых париках и шляпах с перьями – это мои детские кошмары». История первого разочарования – о трехголовом драконе, которым, как оказалось, управлял какой-то не очень трезвый артист, натолкнула Серебренникова на интересную мысль: «У артистов все начинается с очарования, а у режиссеров, наверное, с травмы». На этом «психоанализ» закончился – и Серебренников рассказал о «Гоголь-центре», где хотят видеть не только продвинутую молодежь и планируют акцию «Купи билеты – приведи маму!» Для публики, которая собралась на «Звездный вечер», – а пришло в основном старшее поколение – это прозвучало актуально, как и рассуждения Серебренникова о том, что «люди, которые интересуются театром, вне зависимости от возраста всегда молоды». Окончательно «растопить» возрастную публику удалось трем артистам из «Седьмой студии». После «Богемской рапсодии», которую они спели не менее талантливо, чем группа Queen, зал взорвался криками «Браво!»

Громкий восторг сменился тихим: монолог Александра Збруева слушали затаив дыхание. Как и Немоляева, он отказался садиться, сказав, что в кресле обычно сидят режиссеры, а артисты, которые приходят на площадку, привыкли работать по 5 часов. Збруев вспоминал о детстве на Арбате, об Эфросе и Захарове, о близких людях и партнерах по сцене – и казалось, он готов говорить бесконечно. «Жизнь проходит. Все слилось, как один день». «Почитаете что-нибудь?» – остановила Ксения Ларина. «А, я вам уже надоел?» – ответил он и на той же ноте сожаления прочитал стихи: «На привокзальной площади ландыши продают, а почему не просто дарят, почему не просто дают?»…

31 марта Збруеву исполняется 75. Он категорически отказался праздновать свой юбилей. Тем не менее «Театрал» подготовил для него сюрприз – песню в исполнении актрисы Оксаны Мысиной. «Подарки заранее не дарят, но приятное делать можно, – сказал Валерий Яков и добавил: «Когда Владимир Абрамович Этуш 5 лет назад отмечал свое 85-летие, то приглашенный к нему на юбилей Зельдин, которому было 92, сказал: «Вова, ты еще пацан». Так что вы, по критериям Зельдина, все еще арбатский мальчишка». И зал взорвался аплодисментами, восхищаясь неувядаемой молодостью Збруева.

Уже уходя со сцены, актер улыбнулся и спросил Якова: «Скажите, пожалуйста, сколько вам лет? – 56? – Вы моим сыном могли бы быть. А вы, Ксения, абсолютно точно могли бы быть моей внучкой».

Завершил «Звездный вечер» Алексей Бородин, который убежден, что «театр всегда должен быть молодым». Атмосферу оптимизма и романтизма, характерную для РАМТа, его артисты принесли с собой. «Поддерживаем интерес к жизни, даже когда она нас не устраивает», – поделился Бородин и объяснил, почему работает по-стахановски и выпускает рекордное количество премьер: «Вы бы видели, с какой радостью артисты бегут с одной репетиции на другую. У них появляется такой азарт, без которого энергия театра начинает потихонечку затухать. Всем артистам в театре должно быть интересно. В конечном итоге это моя главная задача. Если интересно нам, то, может, будет интересно и зрителям». И зрителям действительно было интересно. Для многих Бородин-худрук и Бородин-педагог стал открытием, как и «бородинское поле» его студентов. Под занавес они подарили всем потрясающее многоголосье. На этом актерском дебюте, которого ребята 2 часа ждали за сценой, первый живой выпуск журнала «Театрал» завершился. Но ставить точку на этом не стали. За первым выпуском, вероятно, последуют и другие. Тем более что уже утром в редакцию позвонил Эльдар Рязанов, поблагодарил за замечательный вечер и снова пригласил в гости…


Смотрите фоторепортаж «НИ» со «звездного вечера» журнала «Театрал»

"