Posted 26 февраля 2012,, 20:00

Published 26 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:48

Updated 8 марта, 05:48

Юбилей вприсядку

Юбилей вприсядку

26 февраля 2012, 20:00
Концертом на сцене Большого театра Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева отметил юбилейную дату. Артисты прославленного коллектива показали около 20 танцевальных номеров, созданных в разные годы.

Большой театр, где проходили нынешние торжества, имеет к ансамблю самое непосредственное отношение. Именно здесь начинал танцевать и ставить танцы юный Моисеев. Уже четыре года ансамбль существует без Игоря Александровича, но творческая жизнь не затихает: концерты, гастроли, премьеры… Вечер в Большом театре и был призван показать, что жизнь продолжается не менее насыщенно, чем раньше. И славу труппа не утратила, что отразилось в словах разных высокопоставленных лиц, выступивших с приветствиями. В официальных речах звучали слова «коллектив, современный каждый день», «навсегда наше народное достояние» и (в адрес Моисеева) «Бог дал нам гения, который сотворил чудо». Но зрительному залу не нужно было напоминать о заслугах ансамбля и его основателя: чуть ли не половину зала занимали моисеевцы – артисты разных поколений, а вторая половина состояла из ярых поклонников. И не успел портрет Игоря Александровича появиться на заднике, зал в едином порыве встал и аплодировал стоя. Шутка сказать: ансамбль существует с 1937 года, имеет в активе свыше 300 номеров, с триумфом объездил весь мир. Об этом напомнили кадры старой кинохроники и экранный коллаж зарубежных программок и рецензий. Вот, кстати, цитата из лондонской газеты: «Если вы не аплодировали этому танцу, значит, вы не совсем нормальны».

Концерт начался большим номером «Дорога к танцу». Это театрализованная «изнанка» творчества, упражнения в классе и у балетного станка. Артисты в черных рабочих костюмах, вдоволь натешившись разогревом («отведением» ног в сторону и «приведением» их обратно), показали, как усложняется техника народно-сценического танца. Поначалу простые па на темы русского и украинского танца, нарастая по скорости и виртуозности, закончились гопаком и полькой, сдобренными таким количеством сложных «кунштюков», что у публики зарябило в глазах. Юбиляры и юбилярши не забывали при этом изображать задор и удаль, а когда надо, плыть лебедями или водить задушевные хороводы. Завещал же Моисеев: «Не бойтесь выкладываться, умирают не от интенсивного движения, умирают от пьянства».

Свои «дробушки», присядки, «голубцы» и «веревочки» артисты ансамбля умеют складывать в законченные мини-спектакли. Так было в знаменитых «Партизанах», когда кавалерийский отряд в громадных бурках то медленно трусил по бескрайней степи, то галопом скакал на врага, успевая еще и курить самокрутки, попивать горячительное из фляжки, играть на гармони, изучать карту местности и показательно рубиться на саблях. Пока взрослые готовились к следующему номеру, ученики Школы при ансамбле показывали умения в белорусском танце «Крыжачок». Упомянутый номер уже не имел отношения к фольклору: это была умилительно-наивная хореографическая картина «На катке», посвященная радостям конькобежного спорта и фигурного катания. Под уютно падающий на заднике снег, под вальсы Штрауса, на воображаемом льду скользили будущие чемпионы и чемпионки, деля время между серьезными тренировками и легким флиртом.

Если первое отделение посвятили танцам народов бывшего Советского Союза, то второе – за исключением финальной сюиты «Лето» – отдали мировому наследию. Греческий танец «Сиртаки» на фоне античного амфитеатра, знойные мексиканские «Сапатео» и «Авалюлько», под стук кастаньет и изысканный треск маракасов, испанский шлягер моисеевцев – «Арагонской хоте»... А когда на сцену вышли аргентинские пастухи-гаучо, чтобы лихо прогарцевать на ребрах стоп и якобы небрежно позвенеть шпорами, публика уже прихлопывала каждому музыкальному такту. И что приятно, программки и буклеты в антракте раздавали бесплатно.

"