Posted 26 февраля 2012,, 20:00

Published 26 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:48

Updated 8 марта, 05:48

«Мы каждый день ждали его на репетициях…»

«Мы каждый день ждали его на репетициях…»

26 февраля 2012, 20:00
На юбилее «Школы драматического искусства» не звучало официальных речей и не подводилось итогов, как делается часто на театральных вечерах. Не было цифр статистики и прочих отчетов: организаторы хотели создать атмосферу не столько официального торжества, сколько домашнего праздника. В числе гостей были Римас Туминас, С

Ждали, что Васильев пришлет телеграмму или направит своему коллективу некое послание. Возможно, так и было (ведь он поддерживает отношения, например, с ныне главным режиссером Игорем Яцко), только на вечере никаких приветственных слов от Васильева не зачитали. С того момента, как городские власти построили для «Школы драматического искусства» новое здание на Сретенке, но при этом попросили покинуть «лабораторное помещение» на Поварской, прошло шесть лет. Напомним, что начавшийся конфликт Васильева с лужковской властью закончился весьма плачевно: в «Школу драматического искусства» город назначил нового директора, что-то вроде кризисного управляющего, а Анатолий Васильев покинул театр, а вскоре и страну.

Сегодня Васильев работает на Западе, однако его по-прежнему ждут в родных стенах, где работают его ученики и последователи. И это внутреннее напряжение коллектива – желание вернуть все на свои места, чувствовалось на вечере. Игорь Яцко сказал, не сдерживая слез: «Оказывается, бывают моменты в наше непростое, но мирное время, когда надо думать о том, как выживать. И конечно, я очень рад визиту властей (имелся в виду, вероятно, находившийся в зале, руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. – «НИ») и очень рад слуху, который прошел по Москве, будто Васильев вернется на Поварскую. Однако я разговаривал с Васильевым, он сказал, что пока это все надежды и слухи. Он хочет вернуться, но для этого надо еще очень много сделать… Работа режиссера, увы, часто складывается из ежедневных дел, которые, к сожалению, совсем не художественные. Когда на Поварской возникла сложная ситуация и Васильева стали выпихивать оттуда, он говорил нам, актерам: мол, не надо вмешиваться, вы делайте свое дело – ходите на репетиции, играйте спектакли, не снижайте качества, а я буду сам заниматься этим. И конечно, мы ждали его на репетициях, а человеку трудно разорваться на части, он должен быть везде, ведь в театре не бывает случайных дел – здесь важно все, любая мелочь».

Основные поздравления в этот вечер принимал Игорь Попов – театральный художник и архитектор (один из авторов проекта «ШДИ» на Сретенке), который с 1973 года (со времен мхатовского спектакля «Соло для часов с боем») работал с Васильевым. В каминном зале и на галереях «Школы» открылась его выставка, посвященная и легендарным спектаклям, и истории театра, и удивительным людям, которыми окружил себя режиссер. «Этот театр был создан вопреки всему – вопреки развалу страны, вопреки обнищанию, – сказал на вечере ученик Васильева режиссер Александр Огарев. – И так это звучало гордо и независимо, что наш учебный спектакль «Шесть персонажей в поисках автора» объехал весь мир. И русское слово покорило весь мир и сделало русский театр примером для всех».

Ведущие вечера (Игорь Яцко и Александр Огарев) не раз подчеркнули, что главное юбилейное событие – открытие выставки Попова – ведь в ней отражена вся история «Школы». Однако и театральная часть состояла из архивных видеокадров и коротких этюдов, поставленных лабораториями Игоря Яцко, Игоря Лысова, Дмитрия Крымова, Константина Мишина, а также артистами и режиссерами «Школы». В одном из номеров спели смешную песню, где была строчка: «Гротовского систему преподал за пару дней нам Николай Чиндяйкин». В самом деле, в 1987 году актер был одним из тех, на кого опирался Анатолий Васильев в организации своего театра. «Кто хоть немножко занимался профессией, тот понимает, что должна быть такая территория, где ты почувствуешь, как это все делается, – сказал Николай Чиндяйкин, имея в виду «лабораторность» «ШДИ». – Мы ведь благодаря Васильеву и для России кое-что сделали, объехав самые крупные фестивали мира по нескольку раз с огромным успехом. И была встреча с Гротовским! Я себе и представить не мог, что мы все попадем к нему. Но мы вместе трудились, работали и этот труд превращался в непередаваемое счастье, что очень важно».

Под занавес на сцену вышли с фотоаппаратом и осветительными приборами актеры лаборатории Дмитрия Крымова и сообщили, что сейчас сделают на память снимок зрительного зала. А потом изображение показали на большом экране, и на мгновение показалось, что мечта, о которой говорили все ученики Васильева, осуществилась: среди зрителей мелькнуло лицо отца-основателя театра. Правда, присмотревшись, публика поняла, что это фотошоп…

"