Posted 26 февраля 2007,, 21:00

Published 26 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:57

Updated 8 марта, 08:57

Сентиментальный рок

26 февраля 2007, 21:00
Группа Europe была особенно популярна в 80-е годы и прославилась далеко за пределами своей страны благодаря лишь одной композиции The Final Countdown. В минувшую пятницу легендарные шведы выступали в Москве, и у фанатов была возможность проверить, появились ли у группы новые хиты.

Еще со времен записи первого альбома, который вышел в 1983 году, группу преследует синдром одного хита. И хотя шведы начали свою карьеру удачно – на волне моды на «тяжелый рок», когда на смену ортодоксальному хард-року пришли его адаптированные под более широкий круг потребителей хэви-метал и хард-н-хэви, прорывом их дебютная пластинка не стала. Ребята играли незамысловатые мелодии, пели незамысловатые тексты и в общем-то смотрелись просто как еще одно название наряду с Cinderella, Scorpions, Bon Jovi, Skid Row, Motley Crue. Но все-таки была в альбоме одна композиция – Seven Doors Hotel, которая стала хитом в Японии, а затем и в Европе.

Конечно, затем был и успешный альбом Wings of Tomorrow. Но вписал их навечно в историю мировой рок-музыки вышедший в 1986 году третий альбом The Final Countdown с одноименным хитом. Неожиданно для самих музыкантов эта композиция с простенькой, но завораживающей мелодической темой вознесла Europe на такие вершины мировой популярности, которых не добивался ни один из шведских коллективов со времен ABBA. Композиция долгое время занимала первые строчки всех хит-парадов мира. Но это был все же успех одной песни, породивший даже волну подражателей, в том числе и в России (наиболее очевидный пример – поп-роковая группа «Санкт-Петербург», перенявшая даже все внешние атрибуты шведов, включая и виртуозное верчение микрофонной стойки).

В 90-е группа Europe не то чтобы распалась, но, как говорят в таких случаях, отправилась в затяжной отпуск. Собрались же музыканты, причем для записи нового альбома, в 2004-м, и уже на следующий год поспешили в рамках мирового турне в Россию. Нельзя сказать, что музыканты как-то осовременили свой стиль, но на волне тотальной моды на 80-е, возможно, оно даже и к лучшему. Группу Europe ныне любят за то же, за что любили и раньше: за картинно-героические жесты, энергичные, но при этом мелодичные и даже местами весьма танцевальные песни, умение совершать с инструментами акробатические пируэты и резво перемещаться по сцене.

Вокалист Джой Темпест начал концерт с фирменного кручения микрофонной стойки, привычно работал на телекамеры, пел в микрофон, спрятанный в мегафон (причем ловко увернулся, когда кто-то из зала попытался эту конструкцию схватить). Музыкантов можно было похвалить за отточенный звук и отработанные героические позы, к которым, однако, примешивалась доля самоиронии (все же не 80-й год на дворе). Возродившаяся Europe наглядно иллюстрирует, как и подавляющее большинство западных рок-музыкантов, отношение к своему делу как к работе. Именно поэтому у них все элементы шоу просчитаны. Даже «перекуры», вроде бы вносящие момент спонтанности. К примеру, в тот момент, когда бас-гитарист Europe зашелся на сцене в продолжительном соло, остальные музыканты ушли со сцены, и было хорошо видно, как клавишник Мик Микаэли за кулисами успел сделать несколько затяжек. Но шведы умеют, надо признать, и «домашние заготовки» выдавать за импровизации. Так, спровоцировав зал спеть с группой хором одну из баллад, гитарист Ки Марцелло и фронтмен Джой Темпест стали развлекаться тем, что жонглировали на ходу сочиняемыми мелодическими фразами, перебрасывая их друг другу, будто мячик. В какой-то момент Темпест намекнул было в этих вокализах на «Калинку-малинку», указав на свое знание этой заезженной лубочной народной классики, да вовремя, к счастью, избавил зал от выслушивания опуса, который преподнести россиянам пытается едва ли не каждый зарубежный артист.

Напоследок гости порадовали не только исполнением своей знаменитой нетленки The Final Countdown, но и вплетением в ее финал, все тем же помпезным клавишным тембром, мелодии из гимна России. Этот последний пассаж поставил жирную и убедительную точку всеобщего ликования. И все же ни одна из новых композиций не запомнится так же, как The Final Countdown, и не сможет заставить любить эту группу многие годы.

"